Системы и органы управления самолетом — основы пилотирования

Основные органы управления

Все самолеты (гражданские и военные) имеют общие органы управления, среди которых выделяют:

  • штурвал;
  • педали;
  • рычаги;
  • различные приборы и индикаторы.

Главным органом управления в любом самолете считается штурвал. Посредством штурвала осуществляется управление судном по оси крена и тангажа.

shema-kabini-samoleta-680x453.jpg

1 – Пространственное положение самолета; 2 – Навигационный дисплей; 3 – Дублирующий прибор пространства и положения самолета и навигации; 4 – Часы; 5 – Бортовой компьютер; 6 – Ручка выпуска и уборки шасси; 7 – Садстик; 8 – Кнопка отключения автопилота; 9 – Педали торможения; 10 – Противопожарная система; 11 – Кнопки включения топливных насосов; 12 Ручка открытия окна; 13 – Автопилот; 14 – Рычаг управления двигателем; 15 – Тумблер управления спойлерами; 16 – Ручка управления закрылками; 17 – Кнопки включения аккумуляторных батарей; 18 – Кнопки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета; 19 – Планшетный компьютер; 20 – Панель управления самолетом

Системы управления гражданским самолетом подразделяется на ручную, полуавтоматическую, автоматическую и комбинированную. Первые воздушные судна обладали только ручной системой управления, работа которой зависела от усилий пилота.

Управление многими гражданскими летательными аппаратами осуществляется в комбинированном режиме. В пассажирских лайнерах присутствует автопилот, который позволяет перевести полет в автоматический режим.

Если человек хочет получить лицензию частного пилота, то ему потребуется изучить все органы управления самолетами. Помимо этого, потребуется пройти ряд тестов, иметь достаточное количество часов налета и пройти медицинскую комиссию.

Штурвал

Посредством поворота штурвала в стороны осуществляется регулирование крена. Тяга на себя и от себя позволяет управлять тангажом. Повороты ручки управления самолетом воздействуют на крыльевые элероны. Тяга на себя и от себя позволяет регулировать рули высоты и элевоны. В итоге при повороте штурвала влево или вправо судно начинает крениться. Притягивание ручки управления самолетом на себя — задирает нос летательного аппарата, а отталкивание приводит к пикированию. Стоит отметить, что передача сигналов на элероны и рули высоты осуществляется в механическом, электродистанционным или гидравлическом режиме.

shturval-680x440.jpg

Чтобы управлять истребителем для начала нужно изучить функции и виды штурвалов. На штурвальном органе управления могут находиться дополнительные переключатели, ответственные за радиосвязь или включение специализированных режимов.

Педали

Педали в летательных аппаратах используются для воздействия на руль контроля. В кабине находится две педали. От нажатия на них зависит поворот самолета вправо и влево без крена (так называемое рысканье). Пилот должен тонко чувствовать работу педалей, чтобы правильно регулировать положение судна.

Стоит отметить, что изменение курса посредством педалей осуществляется на разбеге и пробеге. Руль управления позволяет незначительно корректировать установленный курс. Поворот штурвала позволяет быстрее изменять направление полета посредством крена.

Для управления летательными аппаратами будущий пилот изучает теорию и проходит практику в течение длительного периода времени. Даже для управления частным маленьким самолетом потребуется налетать не менее 25 часов с инструктором и соответствовать другим требованиям.

От настроек управления самолетом и конкретного судна зависит сложность полета. Стоит отметить, что на большинстве лайнеров большая часть полета может проходить в автоматическом режиме. Маленькие гражданские самолеты не обладают автопилотом, поэтому на протяжении всего полета потребуется контролировать положение самолета, скорость и другие параметры вручную.

Рычаги

Главными рычагами на воздушном судне считаются рычаги управления двигателем (РУД). Посредством воздействия на рычаг изменяется тяга двигателя. Увеличение тяги приводит к ускорению аппарата, уменьшение — к замедлению. При увлечении тяги увеличивается расход топлива. Если человек хочет знать, как осуществляется настройка управления самолетами, потребуется изучить оптимальные положения рычага и тяги самолета при различных ситуациях.

При полете рычаг контроля двигателя практически всегда переведен в положение малого газа для экономии топлива. Корректировать положение рычага нужно исходя из показаний приборов. Управление истребителем осуществляется тем же образом, что и управление частным или многоцелевым летательным аппаратом. На боевых суднах очень часто можно обнаружить форсажный режим, который активируется при переводе рычага контроля в положение полного газа.

Приборы

Приборы отображают параметры полета. Неполадка приборов представляет серьезную опасность, поэтому при обслуживании судна обращают внимание на работу отдельных датчиков. Среди приборов самолета выделяют:

  • высотомер;
  • индикатор воздушной скорости;
  • термометр;
  • авиагоризонт;
  • тахометр;
  • вариометр;
  • курсовые приборы.

На приборной доске отображается множество различных показателей. При виде самолетных приборов в первый раз человек сталкивается с большими сложностями. Чтобы управлять судном, необходимо знать расположение и назначение каждого прибора.

Приборная панель СУ-25

Изучение информации о приборной панели — часть обучения пилотированию. Независимо от того, каким именно пилотом человек собирается стать, требуется знать расположение всех датчиков. Стоит отметить, что опытный специалист способен посадить самолет в условиях нулевой ведомости, ориентируясь только по приборам.

Остальные органы управления

Помимо главных органов контроля, судно обладает дополнительными. Они присутствуют не во всех летательных аппаратах. Среди таких органов выделяют:

  • основной пилотажный прибор (имеется в пассажирском Боинге 737);
  • навигационный дисплей (электронный прибор);
  • панель выбора режима полета.

В современных воздушных суднах встречается большое количество электроники. Навигационный дисплей и пилотажный прибор отображают главную информацию о полете, положении самолета, скорости и других важных параметрах. Для расширения кругозора желательно знать о новых органах контроля аппарата. Пилот гражданской авиации перед началом пилотирования изучает информацию об особенностях и уникальных чертах самолета, которым он будет управлять.

pilotagnii-pribor.jpg

Основной пилотажный прибор. 1 – FMA (Flight Mode Annunciator). Указывает режимы работы автомата тяги и системы траекторного управления самолётом; 2 – Блок указателя скорости; 3 – Авиагоризонт; 4 – Указатель работы автопилота; 5 – Блок указателя высоты; 6 – Указатель вертикальной скорости; 7 – Указатель курса и путевого угла.

Управление электроникой выполняется командиром воздушного судна и вторым пилотом. После взлета авиалайнера часто включают автопилот посредством переключения режима полета на панели выбора.

А Вы бы хотели научиться управлять самолетом?

Что делать выпускнику летного учебного заведения?

Итак, учеба закончилась, по результатам которой у вас есть все то, чтобы построить карьеру пилота: крепкое здоровье, теоретическая подготовка, налёт 150 часов, свидетельство коммерческого пилота.

Вы знаете, сколько авиакомпаний в России? Их достаточно, около 70. Конечно, большинство выпускников хотят сидеть за рулем «Аэрофлота» или «Трансаэро», потому что это мировые лидеры. Но нужно понимать, что туда и отбор в несколько раз сложнее.

Поэтому в начале карьерной лестницы лучше обратить свой взгляд на небольшие компании, которые осуществляют только внутренние авиаперевозки. Если вы подтвердите свои знания и продемонстрируете полученные навыки, то авиакомпания вас с удовольствием примет в свои ряды. Также нужно учитывать, что практически при любом авиаперевозчике действуют свои центры по подготовке пилотов. Нюанс данной профессии в том, что ключ к успеху – большое количество часов налёта, который можно получить только благодаря регулярным тренировкам. Скорее всего, еще некоторое время вам придется обучаться пилотированию того или иного воздушного судна.

Критерии отбора претендентов

Разумеется, перед поступлением в учебное заведение потребуется специальная медицинская комиссия. Она оценивает потенциальных претендентов очень строго. Так, никаких шансов поступить нет у тех, у кого острота зрения будет менее 0,8 по офтальмологической шкале. А вот высшее профессиональное образование не требуется — хватает и среднего специального, потому пойти учиться могут даже окончившие 9 классов. Они даже в каком-то смысле будут пользоваться преимуществом, ведь чем раньше человек придет на должность, тем дольше он там отработает.

Что касается врачебно-летной комиссии, то она отсеивает всех, у кого найдет хотя бы ничтожные отклонения:

  • в работе сердца и сосудов;
  • зрительного восприятия;
  • слуха;
  • дыхательной функции;
  • нервной системы вообще и вестибулярного аппарата в особенности.

vse-o-pilotah-grazhdanskoj-aviacii-4.jpg

Но разумеется, одним медицинским контролем дело не ограничивается. Огромную роль играет проведение психологических тестов. Людям, которые даже потенциально склонны к панике, к безрассудным поступкам или будут ждать в критической ситуации чьего-либо совета — не место в кабине летательного аппарата. Проверяют обязательно и быстроту реакции. Дополнительная часть проверок связана с установлением физических кондиций будущих авиаторов.

Придется бегать, прыгать, отжиматься, подтягиваться на перекладине и выполнять другие физические упражнения. Программа тестов строга — практически как у профессиональных спортсменов национального уровня. Нормативы выбирают сообразно возрастной и половой характеристике кандидатов. Важно: проверка проходит не только при зачислении, но и в процессе обучения. Все совершенно очевидно: чем хуже состояние сердца, легких, кроветворной и мышечной системы, тем сложнее человеку будет работать при быстрой перемене высоты.

Распространенное мнение, что «девушкам в небе не место» – всего лишь предрассудок. На деле никаких формальных ограничений нет. Поступление и последующее обучение, отсев по физической форме и владению специальными знаниями — на общих основаниях.

Стоит учесть, правда, что предрассудки обуревают и представителей вступительных комиссий, и администрацию учебных заведений, и руководство авиакомпаний. Придется доказывать каждый день свою компетентность, полноценность и общую профессиональную пригодность.

vse-o-pilotah-grazhdanskoj-aviacii-5.jpg

Описание профессии

1-1-1.jpg

Пилотом является человек, что управляет летательным аппаратом, назначение которого может быть очень разнообразным. Эта профессия сопряжена с большой ответственностью и отсутствием права на ошибку. Здесь наиболее важным является мастерство пилота, ведь от него зависит сохранность перевозимого груза, жизнь пассажиров и членов всего экипажа.

Действительно, профессия очень сложная, так как требует от пилота превосходных технических навыков, большой внимательности и сосредоточенности. Пилот должен сверять множество данных с приборов летательного аппарата, координировать принятые решения со вторым пилотом, а так же с диспетчерской аэропорта и пролетающими поблизости самолетами. Если Вашему взгляду когда-либо доводилось встречать приборную панель самолета, то Вы наверняка могли заметить огромное количество датчиков, лампочек, кнопок и рычажков, взаимодействие с которыми без необходимых знаний может привести к нехорошим последствиям.

Экипаж любого самолета часто обязательно состоит из двух человек – это командир и помощник. Если произойдет непредвиденная или чрезвычайная ситуация, то второй пилот обязан быть полностью готовым принять в свои руки управление аппаратом; знания помощника должны охватывать весь спектр об строении пилотируемого самолета и его возможном поведении в различных ситуациях, так же он обязан знать все технические моменты самолета. Командир перед вылетом должен быть в курсе технического состояния своего самолета, проверить все настройки радиосвязи и работоспособности систем, предварительно посоветовавшись со специалистами, а так же обязан уделить время на изучение предстоящего летного маршрута.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий