Реставратор – это мастер по восстановлению культурного наследия

Требования к специальности

020303.jpgРеставратор – в переводе с латыни звучит как «восстановитель». Главная его задача заключается в том, чтобы увидеть какой вещь была ранее. Они по крупицам восстанавливают первозданную красоту исторических и культурных памятников. Выполняет действия, позволяющие законсервировать предмет или объект, защищая его от разрушения.

Это касается не только зданий, но и отдельных реликвий, которые следует даже не столько восстановить, сколько не дать им развалиться полностью. По этой причине реставраторы могут входить в состав археологических экспедиций, так как после раскопок, предмет может быстро заржаветь или разрушиться под воздействием света и воздуха.

Реставратор — зарплата

На старте карьеры сотрудник выполняет функции помощника мастера. Средняя заработная плата реставратора без опыта составляет 25-30 тыс. рублей. После перехода к самостоятельной деятельности уровень заработка повышается до 45-50 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге реставраторы получают 70-80 тыс. рублей. Доходы востребованных мастеров составляют 100-120 тыс. рублей. В коммерческой реставрации уровень заработков еще выше и напрямую зависит от авторитета работника, его специализации и степени занятости.

Какие бывают разрушения

1 / 2Погребальное панно из захоронения Ноин-Ула в Монголии

Вышивку укрепляют на новую основу, для которой используют шелковый газ (чаще всего берут самый тонкий и прозрачный, который делают в мире, — из Лиона). Затем газ тонируют.

2 / 2Панно в процессе реставрации

Основа истлевает, а вышивка превращается в пучок нитей. Если сохранить все швы и соединения, по оставшимся от стежков заломам можно восстановить порядок вышивки.

Красочный слой шелушится, холст рвется, произведение страдает от сырости или других экстремальных условий. Такие повреждения грозят дальнейшим разрушением, и их нужно укрепить. Для этого используют деликатные мате­риалы, например не слишком прочные клеи Чрезмерная прочность не менее опасна, чем ее нехватка. При использовании клея, кото­рый прочнее реставрируемого материала, может возникнуть слишком сильное напря­жение между поверхностями и пленкой, а это, в свою очередь, приведет к разрыву.. Одна из основных причин раз­рушений — это перепады температуры и влажности. Дерево сохраняется в воде, текстиль — в земле, но их извлечение и последующий кислородный удар могут привести к непоправимым разрушениям. Но и поместить вещь в специальную герметическую камеру не выход, так как ее нельзя будет оттуда вынуть: сопри­косновение с кислородом губительно. Бывают и механические повреждения: прорывы, затеки воды, воздействие экстремальных условий, падения и т. д.

Зачем реставратору дневник

content_0-3.jpg
Фреска Спасской церкви Евфросиниевского монастыря в Полоцке с контролькамиМежобластное научно-реставрационное художественное управление

В цикле реставрационных работ несколько этапов: сперва идет расчистка, рас­крытие и укрепление, затем с помощью тонировок и восстановления утрат произведение приводят в экспозиционный вид. В течение всего цикла реста­вратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъ­емлемая часть реставрации, так как реставратор не свободный художник, а исследователь.

Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно за­фиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.

Если вы видите на иконе или картине небольшие квадратики, отличающиеся по фактуре и цвету от авторской живописи, не думайте, что реставраторы за­были расчистить кусочек: это контрольный участок, или так называемая кон­тролька. На нем оставляют по полоске каждого позднего слоя, чтобы сохранить свидетельства разных стадий существования произведения. Иногда по оконча­нии работ контрольки удаляют — ведь их можно просто сфотографировать.

Основные виды реставрации

  • Реставрация архитектуры
  • Реставрация монументальной живописи
  • Реставрация станковой масляной живописи
  • Реставрация станковой темперной живописи (в т.ч. реставрация икон)
  • Реставрация графики
  • Реставрация скульптуры
  • Реставрация мебели и деревянных изделий
  • Реставрация металла
  • Реставрация ткани
  • Реставрация книгиПриоритет пресс

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий