Как правильно ходить на дни открытых дверей в вузах — Поступление в вуз

Вступительная речь ректора

Обращение к абитуриентам — формальная часть Дня открытых дверей, которая, тем не менее, способна многое рассказать будущим студентам. Как правило, все говорят примерно одно и то же, но стоит обратить внимание на детали. Дает ли ректор конкретную информацию о вузе, сообщает ли факты и цифры или же говорит туманно и про образование в целом? Приводит ли он убедительные аргументы в пользу своего учебного заведения или только хвалит себя самого и ругает конкурентов? Говорит ли о перспективах и успешных выпускниках или отделывается общими словами? Все это косвенно может указать на качество вуза и уверенность в нем самого ректора.

Устройство библиотеки

Даже в век информационных технологий найти можно далеко не все, особенно когда речь идет об узкоспециализированной литературе, методических пособиях и справочниках. А потому вы должны быть готовы провести в библиотеке или читальном зале довольно много времени. Обратите внимание, широкий ли в ней выбор, есть ли все необходимое; можно ли остаться для того, чтобы позаниматься (это может здорово пригодиться во время сессии) или тишину в библиотеке никто не поддерживает. Если вуз предоставляет еще и компьютерные классы — это несомненный плюс, поскольку для учебы на многих специальностях вам понадобятся различные, иногда дорогостоящие программы.

Помимо очевидного, уровень библиотеки также многое говорит о качестве вуза: заботится ли он о студентах, их комфорте и знаниях, идет ли в ногу со временем или застрял где-то в 80-х.

На что стоит обратить внимание, и какие вопросы задавать

Общее впечатление о ВУЗе можно получить уже исходя из состояния помещений. Если аудитории находятся в плачевном состоянии, то это может свидетельствовать либо о том, что ректор учебного заведения очень плохой менеджер, либо о том, что «львиная доля» средств, выделенных на финансирование ВУЗа, оседает в «карманах» администрации. И в одном, и в другом случае стоит задуматься о том, действительно ли Вам хочется учиться в этом учебном заведении.

Много информации можно почерпнуть из официальной речи ректора, причем стоит обратить внимание не столько на сами слова, сколько на их подоплеку. Если речь ректора состоит из одних дифирамбов в адрес вверенного ему ВУЗа, и, хуже того, критических высказываний о коллегах и конкурирующих учебных заведениях, то стоит задуматься о том, что в данном учебном заведении дела обстоят не так хорошо, как хочет представить ректор.

Чтобы не растеряться и выяснить все интересующие Вас вопросы, лучше всего заранее составить список тех моментов, которые Вас интересуют. В идеале список должен выглядеть примерно следующим образом:

  1. Статус ВУЗа. Как правило, абитуриенты еще на стадии выбора выясняют статус ВУЗа — государственный или частный. Однако, если учебное заведение не очень популярное, и информации в открытом доступе о нем очень мало, лучше лишний раз уточнить этот момент.
  2. Аккредитация. Если Вы выбрали частный ВУЗ, нужно обязательно поинтересоваться наличием лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Это основополагающие документы, которые гарантируют право учебного заведения на обучение и выдачу дипломов государственного образца. Кстати, в государственном ВУЗе также стоит уточнить об аккредитации (особенно это касается недавно открывшихся специальностей).
  3. Система образования. На сегодняшний день в ВУЗе может быть как традиционная система образования (построенная по пятилетней схема), так и двухступенчатая — бакалавриат (4 года), а потом магистратура (2 года).
  4. Вступительные экзамены. В первую очередь Вас должен интересовать порядок проведения экзаменов по специальности, которую Вы выбрали, сроки и особенности их проведения. Также стоит уточнить засчитывают ли в этом ВУЗе результаты ЕГЭ, и какая система перевода баллов принята.
  5. Конкурс. Чаще всего в качестве примерного ориентира принято приводить данные прошлого года. Однако необходимо понимать, что эти данные очень неточные, поскольку многие абитуриенты подают документы сразу в несколько ВУЗов, поэтому реальных претендентов может быть намного меньше.
  6. Льготы. Если Вы относитесь к категории льготников, то необходимо уточнить, каким именно образом будет реализовано Ваше право на льготу и какие документы необходимо предоставить для ее получения.
  7. Подготовительные курсы. Если Вы планируете записаться на подготовительные курсы, то необходимо уточнить режим их работы и возможные формы подготовки (очная, заочная и т.д.). Также нелишним будет поинтересоваться, получите ли Вы какие-либо привилегии при поступлении после окончания курсов.
  8. Олимпиады. Некоторые ВУЗы проводят собственные конкурсы, победители которых могут получить некоторые преимущества при поступлении. Также стоит уточнить о том, какие преимущества у Вас есть, если Вы являетесь победителем школьных олимпиад.
  9. Наличие площадей для обучения. Этот пункт также касается частных ВУЗов: необходимо уточнить имеется ли у учебного заведения собственное здание. Если здание ВУЗа является арендованным, то необходимо уточнить о сроках, на которые заключен договор аренды. Дело в том, что если здание арендовано, а срок аренды заканчивается, например, в следующем году, то вполне возможно, что в следующем году Вам придется посещать занятия в помещениях, которые расположены в неудобном для Вас районе.
  10. Общежитие. Этот вопрос очень актуален для иногородних абитуриентов. Вас должно интересовать, если ли свободные места, и какие условия заселения (бесплатно или платно, сразу же после зачисления или спустя какое-то время).
  11. Военная кафедра. Скорее всего, вопрос о возможном получении отсрочки от армии будет задан не один раз, однако стоит лишний раз убедиться о такой возможности.
  12. Материально-техническая база. Поинтересуйтесь о наличии библиотек, баз отдыха, спортивных площадок и т.д. Также очень важно узнать о том, насколько учебное заведение оснащено компьютерами и другой техникой.
  13. Практика. Вас должны интересовать перспективы трудоустройства после окончания ВУЗа, возможность стажировок за рубежом или на крупных отечественных предприятиях, работающих на международном уровне, и контакты учебного заведения с потенциальными работодателями.
  14. Преподавательский состав. Самым оптимальным соотношением преподавательского состава является: 60-70% собственных преподавателей и 30-40% внештатных педагогов, которые совмещают преподавательскую деятельность с основной работой.
  15. Особенности платного обучения. Обязательно нужно выяснить такие вопросы, как сумма ежегодной оплаты, возможно ли получить кредит на обучение, будет ли увеличиваться стоимость обучения и т.д.

Регламент проведения открытых дверей

Дни открытых дверей в российских ВУЗах, как правило, проводятся весной или осенью. Информация о таких мероприятиях афишируется достаточно широко: объявления на информационных стендах и официальных сайтах высшего учебного заведения, анонсы в специализированных изданиях и т.д.

Начинается это мероприятие, чаще всего, в 10 часов утра, и длится на протяжении 5-6 часов. Регламент мероприятия во всех ВУЗах строится по общепризнанной схеме: общий сбор — вводная часть — слово ректора — выступления представителей администрации — консультации на факультетах.

Внешний вид учебного заведения

Казалось бы, какая разница, сколько лет стенам, если вас обучают хорошие преподаватели. Однако обшарпанные коридоры и ледяные от сквозняков аудитории — это плохой признак. Если руководство вуза не может обеспечить хотя бы минимально презентабельный вид здания, это говорит о плохих управленческих качествах. В таком случае велика вероятность, что и с остальными своими обязанностями ректорат справляется плохо: может недобросовестно выбирать преподавателей, не следить за уровнем учебы, не обеспечивать студентов всем необходимым и т. д. Второй же, но не более приятный вариант, — деньги просто уходят не по назначению. В таком случае стоит еще сильнее задуматься, готовы ли вы учиться в подобном месте.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий