Исчезающие и устаревшие профессии

Профессии, которые исчезли

13.jpgНаучно-технический прогресс и соответствие потребностям общества – это основной ответ на вопрос, почему одни профессии появляются, а другие вынуждены уйти в небытие и встречаются сейчас только в книгах. Открытие электрической энергии и двигателя внутреннего сгорания привели к повсеместному использованию автомобилей, поездов и самолетов, станков с электроприводом, ламп накаливания, бытовой и компьютерной техники.

Рассмотрим исчезнувшие профессии, которые еще 50–150 лет назад были очень распространены. Некоторые ремесла считались просто незаменимыми, тем более неожиданным для современников было их падение.

  • Извозчик. Еще в XIX столетии позиции этой профессии казались незыблемыми, как водителя автомобиля сейчас. Железная дорога не представлялась серьезным конкурентом, особенно если речь шла о городах и сельской местности. Первые самодвижущиеся повозки были смешны и ненадежны, однако уже через три десятка лет общественный транспорт вытеснил кучеров на обочину прогресса и заставил их переквалифицироваться.
  • Ямщик. Список исчезнувших профессий продолжает представитель еще одной специальности из сферы логистики прошлого в России. Это были кучера, пребывающие на государственной службе. Они жили в особых поселениях, ямах, формировавшихся вокруг почтовых станций. Основной их задачей была максимально быстрая доставка почты, казенных грузов или важных чиновников. В итоге ямщики оказались неактуальны, проиграв конкуренцию железной дороге.
  • Колесник. Такие мастера были в каждом городе или деревне, поскольку они изготовляли и чинили колеса, а также кареты и телеги во времена, когда гужевой транспорт был единственно доступным. Об их распространенности говорят часто встречающиеся фамилии, произошедшие от названия профессии. Представители этих ремесел были уважаемыми людьми, но массовое производство не оставило им шанса. Изделия, изготовляемые на фабриках, были дешевле и качественнее за счет оптимизации процессов и использования станков. Сейчас колеса для телег могут произвести на деревообрабатывающих предприятиях.
  • Фонарщик. До изобретения ламп накаливания городские улицы освещались при помощи газовых рожков или свечей. Каждый вечер фонарщики с длинными лестницами обходили закрепленные за ними участки, поджигая специальной лампой или спичками фонари, в случае необходимости выполняя мелкий ремонт или пополняя резервуары горючим. По утрам они гасили светильники. Так продолжалось, пока электричество не стало основным источником света в населенных пунктах.
  • Человек-будильник. Профессия из сферы обслуживания, состоявшая с том, что специальный человек по заказу клиентов приходил к их дому утром в оговоренное время и стучал в дверь или окно, чтобы разбудить любителя поспать. Чаще всего это были фабричные рабочие, которым нужно было успеть на смену. Для побудки тех, кто жил на втором этаже, использовался легкий и длинный бамбуковый шест, позволявший доставать до верхних окон. На смену таким специалистам пришли сначала механические, а затем и электронные будильники.
  • Трубочист. В городах с печной системой отопления всегда актуальной оставалась проблема пожарной безопасности. Во избежание возгораний и отравления угарным газом, а также для улучшения тяги необходимо было регулярно очищать печные трубы и камины от налипшей сажи. Работа эта была грязной и опасной, ведь она нередко приводила к «раку трубочистов». Принципы охраны труда в те времена еще не были сформулированы, поэтому в Англии для очистки узких и запутанных каналов привлекались мальчики 5–6 лет. После выявления канцерогенного воздействия сажи возраст работников сначала повысили до 8, а затем до 16 лет.
  • Телефонистка. Пока не были внедрены АТС, соединение абонентов осуществлялось вручную. В «телефонные барышни» попасть было не так просто, обычно туда принимали девушек с уравновешенным характером, приятным голосом и крепким здоровьем, желательно из хорошей семьи. Также обращали внимание на физические характеристики кандидаток: чтобы без проблем дотягиваться до верхних гнезд коммутатора, подбирались женщины высокого роста и с длинными руками.
  • Молочник. Во многих произведениях искусства можно встретить упоминание об этой профессии, которая до своего исчезновения в середине XX века была одним из символов городской жизни. Каждое утро к домам граждан или в школы на повозках, мотоциклах или автомобилях доставлялось свежее молоко, иногда в Европе продавцы предлагали свой товар прямо на улице. Так продолжалось до массового распространения бытовых холодильников и внедрения пакетированного пастеризованного молока.
  • Сплавщик леса. Раньше заготовленные в горах бревна связывали вместе и сплавляли вниз по реке. Управляли такими плотами смельчаки, которые при помощи длинных шестов отталкивались от берегов, стараясь держаться на стрежне. Эта профессия была очень опасна, она ежегодно уносила десятки человеческих жизней. Но до изобретения передвижных лесопилок и трейлеров-лесовозов альтернатив ей не было.14.jpg
  • Водовоз (водонос). Это вид деятельности был востребован до развития системы централизованного водоснабжения. Ее суть заключалась в том, что водовозом в ближайшем пригодном источнике набиралась чистая питьевая вода и привозилась в город, где люди за плату набирали ее в емкости. Тем, кто не хотел или не мог самостоятельно носить полные ведра, помогали водоносы, доставлявшие ведра с жидкостью по адресу от бочки водовоза или от водокачки.

Профессии, которые исчезли, можно перечислять долго. Стоит вспомнить писцов и бурлаков, вычислителей и заготовщиков льда, крысоловов и таперов в кинотеатре. Все они ушли в прошлое, но сыграли свою роль на определенном историческом этапе. А такие занятия, как кузнец и гончар, пропавшие из широкого распространения, превратились в локальные увлечения, которыми занимаются энтузиасты ради творчества или выполнения индивидуальных заказов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий