Зачем нужны обязательные предметы в вузах? Список обязательных дисциплин

Общий обзор

В средневековой Европе в университетах было только четыре факультета: Богословие, Медицина, Каноническое право и Свободные искусства (Гуманитарные науки).[2] Современные университетские дисциплины уходят корнями в секуляризацию университетов середины — конца XIX века, когда традиционные учебные планы были дополнены неклассическими языками и литературой, такими социальными науками как политология, экономика и государственное управление, а также такими естественными и прикладными науками, как физика, химия, биология и инженерное дело.

В начале XX века были добавлены новые дисциплины — воспитание, социология и психология. В 1970-х и 1980-х годах наблюдался бурный рост новых узкоспециализированных дисциплин — наука о массовых коммуникациях, гендерные исследования, африкология. Многие дисциплины проектировались как подготавливающие к определенной профессии: так в университетах появились медсестринское дело и менеджмент в сфере гостиничного и туристического бизнеса. Наконец, стал очевиден вклад в общую систему научного знания таких междисциплинарных наук, как биохимия и геофизика.

Сноской («*») отмечены дисциплины, академический статус которых еще обсуждается. Использование сносок унаследовано из предыдущего варианта этого списка, существовавшего до принятия ныне действующих критериев включения в список. Отмеченные такой сноской пункты рассматриваются: если дисциплина удовлетворяет критериям включения в список, сноска убирается, если нет — дисциплина убирается из списка.

Следует отметить, что идут дискуссии относительно того, каким образом классифицировать те или иные дисциплины: например, к каким наукам относятся антропология и лингвистика — к социальным наукам или к гуманитарным наукам. Также следует отметить, что некоторые специалисты, особенно сторонники Критической теории подвергают сомнению разделение дисциплин. В сущности, любая классификация дисциплин, так же, как и структура концепций дисциплин в целом, всегда порождает дискуссии.

Закономерно возникает вопрос — «Как много дисциплин может быть в этом списке?». Вполне обоснованным будет ответ, что список дисциплин может быть сколь угодно длинным.

В научном сообществе сегодня наблюдается тенденция принятия отраслей знания, которые были созданы в результате расширения понятий, теорий и методов традиционных дисциплин. Кроме этого, требования нового времени и мыслители — революционеры могут развить и обновить существующие дисциплины или даже создать совершенно новые дисциплины. Например, Фрейд, несомненно, создал новую отрасль в психологической науке, рассматривающую психические явления с точки зрения психоанализа.

Какие предметы считаются обязательными для студентов?

Поступая в вуз, абитуриенты планируют стать конкретными специалистами с навыками в определенной сфере. И какой же их ждёт шок, когда на первых курсах их встречает ряд дисциплин, повторяющих школьную программу, едва её дополняя. После такого нетрудно разочароваться сначала в вузе, а узнав, что такое везде, то и во всей системе высшего образования.

Профильные предметы, конечно, имеются и на 1 и на 2 курсе, но, как правило носят лишь ознакомительный характер и вся мощь специальности наступает лишь на 3 и 4 году обучения. Общие предметы помогают развить общий кругозор и в лучшей степени подготовить студента ко взрослой жизни.

К обязательным предметам в современном высшем образовании относятся:

  1. Русский язык.
  2. Математика.
  3. Информатика.
  4. Физика
  5. История.
  6. Иностранный язык.
  7. Экономическая теория.
  8. Философия.
  9. Концепции современного естествознания.
  10. Психология.
  11. Основы безопасности жизнедеятельности.
  12. Физическая культура.

Критерии включения в список

Для того, чтобы быть включенной в Список академических дисциплин, отрасль знания должна удовлетворять следующим критериям:

  1. Дисциплина должна быть связана с релевантной статьей в Википедии.
  2. Соответствующая статья в Википедии должна:
    1. Содержать такое же название дисциплины, какое указано в Списке.
    2. Содержать некоторое описание научных разработок, выполненных в данной области.
    3. Давать обоснованное представление, что данная отрасль знания действительно является «академической дисциплиной» (понятие академической дисциплины дается ниже).

Если академический статус дисциплины ставится под сомнение, для его подтверждения может потребоваться доказательство того, что отрасль знания действительно является «академической дисциплиной».

Понятие академической дисциплины:

  • «Академическая дисциплина» — область изучения, в рамках которой программы обучения на степень магистра предлагают как минимум пять крупных университетов в мире.
  • «Крупным» считается университет, насчитывающий 10 000 студентов и более.
  • «Доказательством» считается наличие связи дисциплины с современными программами обучения в крупных университетах.

Содержание

Я прекрасно помню, как в своё время задавался вопросом, зачем мне на журналистском факультете преподают Концепции современного естествознания, которые мы называли просто КСЕ и физику. В каждом вузе имеются общие обязательные дисциплины, которые, вроде как и есть, но непонятно для чего нужны. Сегодня мы вам расскажем, что это за дисциплины такие и зачем они нужны в целом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий