Водитель – это профессионал в управлении автомобилем

Обязанности и функции

Шофер любого транспортного средства должен выполнять следующие обязанности:

  • проверять наличие топлива, масла и других технических жидкостей, расходных материалов, их достойное качество;
  • оценивать состояние электрооборудования, тормозов, рулевого управления и другой аппаратуры на автомобиле;
  • выполнять сами грузовые, пассажирские и специальные перевозки;
  • оформлять документацию;
  • разрешать сложные и противоречивые ситуации во время проезда «из пункта А в пункт Б».

Это не просто очередная рабочая профессия в шаблонном понимании этого слова. Водитель должен еще и планировать техническое обслуживание и отладку своей машины, оценивать, насколько качественным был сервис. Придется осваивать навыки первой помощи, чтобы спасать попавших в ДТП или пострадавших по иной причине пассажиров. Часть шоферов вынуждена помогать логистам планировать перевозки и организовывать погрузку и разгрузку своего транспорта… и этот список можно продолжать еще долго.

Шофер автобуса должен учитывать особенности пассажирских перевозок. При этом одно дело, когда автобус движется по городу, и совсем другое – езда по междугородной или даже международной трассе. Это неодинаковые режимы нагрузки, даже скорости проезда существенно отличаются. Но управление автобусом подразумевает всегда подчинение диспетчеру и соблюдение скорости.

Хороший водитель всегда заранее узнает, где какие скоростные ограничения, особенно связанные с техническим состоянием дороги и своего транспортного средства.

Надлежит изучить также следующие моменты:

  • опасные и относительно безопасные участки;
  • крутые повороты;
  • перекрестки и пересечения;
  • расположение мостов, железнодорожных переездов, туннелей, лавиноопасных зон (в горах).

voditel-opisanie-professii-i-obyazannostej-4.jpg

Сразу после приезда, перед выездом или при заступлении на смену водителю нужно проконтролировать состояние колес, руля, тормозов, системы связи, зеркал заднего и бокового обзора. В любом автобусе должны быть знаки аварийной остановки, водительские аптечки, огнетушители, указатели маршрута и другие специальные обозначения. Все их проверяют до отправки, как и исправность вентиляции, кондиционеров, отопления, как и состояние корпуса, стекол, двигателя. Необходимо также получать путевые листы и проверять все документы, проходить предрейсовый медосмотр.

Водитель автобуса – лицо своего предприятия. Поэтому он должен соответствовать строгим требованиям по внешнему виду, состоянию униформы и опрятности (соблюдению гигиены). Когда автобус отправляется на дальнее расстояние, и там едут два водителя, сменять друг друга они должны только там, где это предписано путевым листом. Если приходится делать это в любой другой момент, нужно сразу сообщать диспетчеру и пояснять причину.

Из дополнительных обязанностей стоит упомянуть следующие:

  • строгое соблюдение маршрута и графика при езде по городу;
  • выполнение остановок только в отведенных для этого местах;
  • контроль безопасности пассажиров, в том числе при посадке и высадке;
  • обеспечение сохранности багажа и ручной клади в туристических рейсах;
  • проверка оставленных и забытых вещей, сдача их диспетчеру или ответственному по автопарку;
  • пресечение преступлений;
  • уведомление надлежащих служб о подозрительных предметах и любого рода криминальных угрозах.

voditel-opisanie-professii-i-obyazannostej-5.jpg

Водитель трамвая существенно отличается от водителя автобуса, хотя бы потому, что у него нет такой свободы при езде. Однако на уровне ответственности это не отражается. К тому же трамвай, как и вагон троллейбуса, является источником повышенной электрической и пожарной опасности. Вагоновожатые ближе не к шоферам автомобильного транспорта, а к машинистам метрополитена и электропоездов. При этом им все же приходится подчиниться нормам дорожного движения, сигналам светофора, а в отдельных случаях – жестам регулировщиков.

В автопарках часто выделяют такую должность, как водитель с функционалом механика. Грамотный водитель-механик обязан максимально глубоко разбираться в том, как работает транспортное средство, какие в нем могут быть неполадки, как их устранить. А также водители-механики (точнее, механики-водители или «мехводы») входят в экипажи гусеничных и колесных машин военного и специального назначения, вездеходов. Люди этой профессии должны выполнять следующие обязанности:

  • проводить текущее обслуживание, ремонт и регулировку двигателей, вспомогательного оборудования;
  • применять специальную технику и аппаратуру, установленную на транспортном средстве (иногда и системы вооружения);
  • обеспечивать приход обслуживаемого транспорта в назначенное место, при необходимости ремонтируя его самостоятельно в условиях бездорожья и невозможности получения техпомощи.

Водитель грузового автомобиля подчиняется начальникам автопарков, главным инженерам промышленных предприятий или руководителям строительства. Такие профессионалы могут не иметь даже среднего образования, но обязаны понимать, как работает транспортное средство, как оно устроено, какие могут быть неполадки. Не менее важно усвоить правила безопасной езды в актуальной редакции, правила использования автомобиля и его бортового оборудования, требования к техническому обслуживанию.

Как и в случае с автобусом, нужно иметь правильно заполненные путевые листы и неукоснительно соблюдать их предписания. До выезда в рейс следует проверить состояние грузовика (при необходимости – груза и специального оборудования), а также пройти стандартный медицинский контроль.

Многие неисправности своего грузовика водители могут и должны устранять самостоятельно. Особенно это касается тех, кто работает на междугородных и международных сообщениях либо совершает выезды в труднодоступные места.

Хороший шофер всегда думает, как соблюсти график, как сэкономить ГСМ, при этом не попасть в аварию. Он соблюдает нормы пожарной безопасности и всегда приводит в порядок свое парковочное место, даже если останавливается там ненадолго. А также в его обязанности входят следующие:

  • соблюдение правил выгрузки и погрузки;
  • контроль раскладки груза в машине с учетом центра тяжести;
  • проверка крепления перевозимого груза;
  • поддержание исправности и комплектности автомобиля;
  • соблюдение правил распорядка;
  • знание правильных действий при нештатных ситуациях в гараже, на стоянке, в пути, при разгрузке и выгрузке.

Водитель экспедитор – это скорее технический исполнитель. Наряду с вождением, он обязан оформлять документы, когда принимает и сдает груз, отслеживать загрузку. Экспедиторы подчиняются чаще всего руководителям организации напрямую или же руководству структурных подразделений. Необходимо владеть правами B или C, а также иметь водительский опыт не менее 2 лет.

Чтобы оценить, как езда повлияет на параметры груза и его сохранность, нужно досконально знать устройство автомашины и ее работу. Экспедитор обязан и в прочих моментах разбираться не хуже простого водителя.

Водители вилочного погрузчика – это не линейный персонал, а сотрудники склада или иного структурного подразделения. Тем не менее требования к медицинскому контролю и соблюдению правил безопасности не отличаются. Придется изучить следующие тонкости:

  • как устроен автопогрузчик;
  • как грузить и снимать груз различного типа;
  • как поднимать и перемещать груз;
  • нормы пожарной и санитарной безопасности, охраны труда;
  • нормы внутреннего распорядка;
  • решения и приказы руководства организации.

Обследование техники и устранение неполадок – тоже обязательная составляющая работы водителя вилочного погрузчика. Придется еще заниматься планово-предупредительными ремонтами и техническим обслуживанием. Похожа по своему содержанию и работа оператора электротележки. Оба этих сотрудников вступают лишь в эпизодические контакты с другим персоналом, могут работать и на открытом воздухе, и в помещении, и даже попеременно.

Особое внимание им следует уделить технике безопасности при езде.

В отдельную категорию заслуженно выделяют водителей скорой помощи. Как и таксисты или полицейские шоферы, они обязаны, прежде всего, досконально знать всю территорию обслуживаемого участка, все дороги, уметь выбирать оптимальный маршрут. Темп езды тоже определяет водитель. А нередко ему самому приходится помогать больным или пострадавшим, переносить их. Поэтому нужны специальные знания и физическая сила.

Водитель должен обладать следующими особенностями:

  • права категории B (лучше C);
  • водительский стаж не ниже 3 лет;
  • скрупулезное знание ПДД;
  • умение обслуживать машину и поддерживать ее в чистоте;
  • готовность выполнять распоряжения медперсонала;
  • готовность работать ненормированный день и сталкиваться с неадекватными пациентами.

Перспективы и карьера

В большинстве случаев профессия водителя не подразумевает карьерного роста. По мере набора опыта и стажа, а также при условии наличия дополнительных навыков сотрудник может сменить место на более выгодное. Перспективная карьера возможна только при наличии высшего образования по профилю или в области управления. Шоферы с предпринимательской жилкой часто организуют собственный бизнес (перевозки грузов или пассажиров, курьерские службы и т.д.).

Кто такой водитель?

5ad1078b39d49817ab1bf0d9.jpg

Водитель – специалист, владеющий навыками управления транспортным средством и осуществляющий перевозки пассажиров или грузов на профессиональной основе. Также водителем принято называть инструктора по вождению (то есть, человека, который обучает вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве).

Первых водителей называли шоферами (от французского «chauffeur» – истопник, кочегар), так как им приходилось не только управлять транспортным средством, но и постоянно следить за топливом (а это были дрова и уголь). В процессе совершенствования автомобилей менялись и обязанности шофера, в результате чего появился водитель – человек, который водит. Кстати, в обыденной жизни россиян оба названия профессии достаточно распространены. Шофером принято называть человека, который занимается вождением транспортных средств на профессиональном уровне, а к водителям относятся как профессиональные шоферы, так и автовладельцы.

Сегодня профессиональных водителей можно разделить на несколько категорий, в число которых входят:

  • персональный (личный) водитель – занимается перевозкой определенного лица преимущественно на транспортном средстве работодателя.
  • водитель-экспедитор – не только осуществляет перевозку товара (груза), но и отвечает за его доставку из одного места на другое.
  • таксист – специализируется на пассажирских перевозках по требованию клиентов.
  • водитель общественного транспорта — к этой категории относятся как водители автобусов и маршрутных такси, так и водители трамваев и троллейбусов.
  • водитель грузового автомобиля – осуществляет транспортировку грузов на небольшие расстояния (как правило, в пределах города или области).
  • дальнобойщик – водитель большегрузного транспорта, который занимается перевозкой груза на большие расстояния.

К каждой из категорий предъявляются свои требования, продиктованные спецификой деятельности. Например, водителю бензовоза необходимо иметь разрешение на транспортировку опасных грузов, а водитель общественного транспорта обязан иметь права категории «Д».

В профессиональные обязанности современного водителя, помимо управления транспортным средством, входит: проверка исправности автомобиля и его техническое обслуживание (мойка, заправка, смазка и т.д.), устранение мелких неисправностей в дороге и регулярное проведение техосмотра.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы работать водителем, не требуется какого-либо образования, кроме базового среднего. Достаточно окончить водительские курсы, получить права соответствующей категории и уметь профессионально управлять автомобилем. На практике работодатель обычно требует еще опыт работы и обращает внимание на наличие или отсутствие аварий.

Чтобы занять более высокое место в иерархии, необходимо дополнительное образование. В первую очередь речь идет о начальном профессиональном (ПТУ) или среднем специальном образовании (техникумы, колледжи). Наиболее оптимальными специальностями являются:

  • техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • сервис на транспорте (по видам машин),
  • организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Обучение указанным специальностям проводится в каждом регионе, поэтому выбрать подходящее учебное заведение не составит труда. Это, кстати, одно из преимуществ профессии водителя.

Зарплата водителя

В регионах заработная плата водителей составляет от 25-30 тыс. рублей. В крупных городах эта зарплата соответствует уровню новичков без опыта работы. При наличии стажа этот показатель может вырасти в 2-3 раза. Шофер, таксист, водитель-курьер или экспедитор с опытом может получать 80-100 тыс. рублей. Представители профессии, имеющие дело со специальной техникой, зарабатывают от 70-80 тыс., независимо от опыта. Доходы таксистов, которые обходятся без работодателей, составляют около 30 тыс. рублей в месяц в регионах, 40-60 тыс. рублей в областных центрах, достигают 100 тыс. рублей в Москве.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий