ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngprogramma_po_proforientacii.doc 97.5 КБ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Мы создали цикл песен «О Добре и зле».

  • О добре и доброте.
  • О зле.
  • О взаимоотношениях с другими людьми.
  • О взаимоотношениях с родителями и близкими.
  • О Родине.

Во второй песне описано, на что опираться в жизни. Про привычки, про силу характера, про черты личности. В частности:

  • О том, что важен интерес к миру и ко всему вокруг.
  • О том, что надо уметь радоваться неудачам.
  • О том, что не деньги делают человека счастливым.
  • О том, что надо быть, а не казаться. 
  • О том, что всегда говорить себе только правду.
  • О слабостях. 
  • О силе. 

Третья песня отвечает на вопрос «Куда идти», «К чему стремиться»:

  • Изменять мир в лучшую сторону.
  • Всегда учиться.
  • Быть трудолюбивым.
  • Помогать другим.
  • Быть добрым.
  • Быть критичным, проверять сказанное и пробовать на прочность.
  • Узнавать мир вокруг себя, всегда оставаться любопытным, задаваться вопросами.
  • На свете много целей, одна из них – это улучшать жизнь людей на земле.

 Песни входят в Комплект аудиоматериалов «В мире профессий» (выпуск 1). Послушать примеры>>>. Стоимость и заказ ниже>>> 

Предварительный просмотр:

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД №1890

ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Возраст учащихся 7-10 лет

Программу подготовила:

Филиппова Светлана Васильевна

                          Москва, 2010

Профессиональная ориентация младших школьников

Пояснительная записка.

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:

1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;

2) дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

         Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Цель:

         Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

Задачи:

   психологической поддержки детей;

7.Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

8.Формирование у детей  образа  – «Кто Я? Какой Я?».

      Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.

Прогнозируемый результат:

Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  1. Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

 Ежегодно

Классные руководители

Педагог-психолог

Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия, объединения дополнительного образования и кружки.

Сентябрь

Классные руководители

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Классный руководитель

Обследование будущих первоклассников

2-е полугодие

Классный руководитель

  1. Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации

ежегодно

МО

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь

Учителя

  1.   Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по УВР

Проведение школьных олимпиад

По школьному плану

Зам.директора по УВР, МО

Проведение предметных недель

По школьному плану

МО

Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп

В течение года

Классные руководители

Проектно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Классные руководители

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог — психолог

Участие в городских и окружных научно-исследовательских конференциях

В течение года

Классные руководители

4.   Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

В течение года

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

  1. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.

Блоки

Дата проведения

Тематика мероприятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я — ученик»

Сентябрь

 «Экскурсия по школе «Давайте познакомимся!»

Игровой урок  «Какой я?»

«Мои сильные и слабые стороны»

«Слушатель, зритель, деятель – кто я?»

Октябрь

«Я – ученик школы!»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя память, внимание, восприятие»

Профессии моей семьи

Ноябрь

«Профессии моих родителей»

«Профессии моих

родных и знакомых»

«Моя семья. Древо мастеров»

«Кем быть? Каким быть?»

Декабрь

«Город мастеров» — творческие мастерские, встречи с родителями (хобби, домашний труд, профессии)

Профессии в  моей школе

Январь

«Кто работает в школе?»

«Профессии вокруг меня. Сфера обслуживания»

«Профессии вокруг меня. Промышленность и сельское хозяйство»

«Профессии будущего. Наука и искусство»

Февраль

Экскурсия по школе «Работа воспитателей и учителей»

Профессии моего города

Март

«Любимый город мой Зеленоград!»

«Профессии моего города»

«Профессии моего города»

«Профессии моего города»

Апрель

Тематические прогулки  и экскурсии «Все работы хороши!»

Май

Фестиваль проектных работ «Кем быть?»

 Тематика проектов:

  1. Выставка и составление каталога  литературы «Мир профессий»
  2. Подборка иллюстраций «Все работы хороши,  выбирай на вкус!»
  3. Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
  4. Составление профессиограмм.
  5. Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.
  6. Сочинения о профессиях, известных людях.
  7. Награды за труд (взрослые и дети).
  8. Галерея или вернисаж, или выставка, или альбом  о родителях,  имеющих награды за труд.
  9. Сборник народного творчества о труде.
  10. Интернет-книга «Мир профессий».
  11. Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
  12. Экскурсии по школе, городу «Город -труженик», предприятиям.
  13. Составление карты (альбом) города «Труд мой, моей семьи на благо города».
  14. Фотовыставка «Наш славный труд».
  15. Инсценировка  произведений на тему труда.
  16. Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках.
  1. Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Библиотекарь, классные руководители

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» — выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь, классные руководители

  1. Работа педагога-психолога по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

В течение года

Педагог-психолог

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог-психолог

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Педагог-психолог

Обследование будущих первоклассников

2-е полугодие

Педагог-психолог

  1. Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классные руководители

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

Под креативностью в данном случае мы называем не только творческое мышление, но и способность мыслить гибко, нешаблонно. Находить множество вариантов там, где на первый взгляд кажется, что решения нет. Через занятия и мультфильмы мы знакомим детей с методикой и инструментами ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Пример одного из мультфильмов можно посмотреть на сайте www.paramult.ru/triz

Приемы ТРИЗ-педагоги вшиты в программу «Взросляндия» и сценарии занятий по мультфильмам «Калейдоскоп Профессий» и другим.

НАВЫКИ И КАЧЕСТВА, КОТОРЫМ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ

Это сценарии занятия и цикл из четырех песен «Что умеют взрослые?» («Как узнать, что вырос я?»). В песнях рассказывается о тех качествах и способностях, которыми обладают взрослые.

Так что же отличает взрослого человека от ребенка, если не полученные за все школьные годы знания?

Отличает некий набор навыков, которыми обладает, а может и нет, взрослый. Это необязательные, но однозначно полезные навыки. И если хотя бы не обладать ими всеми, то знать о них стоит.  В частности это:

  • Уметь пришить пуговицу и заштопать дырку;
  • Уметь починить протекающий кран;
  • Знать, что делать, если тебя затопило;
  • Уметь обработать рану и наложить повязку;
  • Знать что делать, если рядом кому-то стало плохо;
  • Знать конкретно, куда бросаться и что говорить в случаях 01, 02 и 03;           
  • Уметь готовить (омлет, пельмени, шашлык и тортик);
  • Уметь гладить «сложные» вещи;
  • Уметь успокоить маленького ребенка;
  • Уметь оплатить коммунальные услуги;
  • Уметь отправить и получить оффлайн письмо;
  • Уметь хранить в одном месте значимые вещи (паспорт, ключ,..);
  • Уметь говорить здравствуйте и спасибо;
  • Уметь зарядить друга хорошим настроением;
  • Уметь мотивировать себя, поднимать настроение себе;
  • Уметь с легкостью в душе делать то, что не хочется и неприятно делать;
  • Уметь запоминать дорогу и ориентироваться в пространстве;-)
  • (…)

Мы описали более ста крайне полезных навыков, которые существенно облегчат жизнь взрослому человеку. И всем этим навыкам легко научиться в школьные годы (и даже стоит им учиться именно в школьные годы).

Но в песне нет навязывания — этот список мы поместили в шутливую форму, подчеркивающую необязательность, но полезность этих навыков. Песня ориентирована на мотивацию младших школьников поскорее стать взрослыми. И эта песня (и мультфильм на ее основе) станет ключом в достижении этой цели. 

Песни входят в Комплект аудиоматериалов «В мире профессий» (выпуск 1). Послушать примеры>>>. Стоимость и заказ ниже>>> 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий