Профессия Музыковед

Кем работать

Выпускники специальности работают музыкальными журналистами и критиками, редакторами музыкальных программ на телевидении и радио, преподавателями в школах искусств и вузах. Занимаются научными исследованиями тенденций музыкальной жизни. Выступают в качестве консультантов на съемках фильмов и театральных постановках. Находят себя в музыкальном продюсировании и менеджменте.

Условия обучения

Специализации:
Музыковедение; Музыкальная педагогика
Формы обучения:
очная, очно-заочная
Экзамены:
литература (профильный), русский язык, история / обществознание (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза)Профессиональный экзамен или творческий экзамен или собеседование на усмотрение вуза

Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова

Прох. балл
Бюдж. мест
Стоимость 475 000 р./год

1 программаВсе вузы в Москве (3)в России (18)

↑Классификация типов музыковедения

Существуют разные подходы к разделению областей музыковедения. Гвидо Адлер делит музыковедение на историческое и систематическое. Историческое изучает и отображает исторический процесс развития музыкального искусства в его целостности и деталях. Систематическое занимается анализом различных сторон музыкального искусства, привлекая методы позитивной науки. Историческое и систематическое искусствознание тесно связаны.

Историческое музыковедение

В состав исторического музыковедения входит история музыки – наука, изучающая развитие музыки в хронологической перспективе. Историческое музыкознание исследует всеобщую историю музыки, историю музыки разных стран и народов.

Систематическое музыковедение

В состав систематического музыковедения входят теория музыки (учение о мелодии, гармонии, ритме, полифонии, музыкальной форме), музыкальная акустика, психология музыки,музыкальная критика, социология музыки, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика), музыкальная текстология, либреттология.

Теория музыки включает ряд дисциплин, направленных на изучение теоретических аспектов музыки. Это гармония,полифония, музыкальная форма, инструментоведение. В теорию музыки также входят учебные дисциплины: элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений, инструментовка, либреттология.

Гармония изучает звуковысотную организацию монодической (одноголосной) и многоголосной (преимущественно гомофонно-гармонического склада) музыки. Полифония изучает многоголосную музыку, основанную на одновременном звучании, развитии и взаимодействии нескольких самостоятельных и равноправных мелодических голосов. Музыкальная форма изучает особенности строения музыкальных произведений. Инструментоведение изучает особенности конструкции, тембровых и акустических свойств музыкальных инструментов, а также классифицирует их типы и виды.

Музыкальная акустика – наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика – акустика человеческого слуха).В 

Психология музыки изучает процессы, механизмы и результаты воздействия музыки на человека, а также все формы его активной музыкальной деятельности.

Музыкальная критика занимается художественно-оценочной деятельностью произведений музыкального искусства.

Социология музыки занимается проблемами социального воздействия музыки как на общество в целом, так и на отдельного индивидуума.

Музыкальная этнография (другие названия: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология, сравнительное музыкознание, этномузыкознание) – наука, изучающая особенности традиционной бытовой (фольклорной) музыки.

Музыкальная текстология – наука, изучающая автографы, прижизненные издания и др. для восстановления аутентичных текстов музыкальных произведений с целью их В последующего исследования и публикации.

Либреттология – наука о вербальном компоненте музыкального произведения, анализирующая оперные либретто как важный элемент музыкально-сценического произведения. Находится на стыке музыковедения и литературоведения, начало становления относится к 1970-1980 гг.

Научное музыковедение и педагогическое музыковедение

Т.А. Курышева делит музыковедение на три области: 1) научное музыковедение или собственно музыкознание; 2) педагогическое музыковедение, занимающееся обучением музыковеда-профессионала, а также созданием специальной учебно-методической литературы; 3) прикладное музыковедение.

Две первые области представляют академическое музыковедение. Они включают указанные выше научные и учебные дисциплины.

Прикладное музыковедение

Целью прикладного музыковедения является ознакомление, оценка и распространение музыкального искусства. Ознакомление, просветительство, популяризация и пропаганда музыки осуществляются в следующих формах: популярная литература о музыке и музыкантах, публичное лекторство, музыкальные радио и телепередачи и программы, интернет-сайты. Оценка музыкального искусства реализуется в различных формах выхода музыкальной журналистики: газетно-журнальная периодика, радио и тележурналистика, интернет-журналистика. Распространение музыки связано с менеджментом и редактурой. Формы его реализации: концертно-театральное дело, телерадиовещание, аудиовидеопроизводство, издательское производство, интернет[1].

Особенности работы музыковеда

Для того, чтобы построить успешную карьеру, музыковед должен соответствовать определенным требованиям. Кроме знания истории развития музыки, он должен разбираться в многочисленных музыкальных течениях, в творчестве музыкантов и композиторов разных времен и народов, быть в курсе событий, происходящих в современном музыкальном мире.

А также обладать навыками выступлений перед аудиторией. Поддерживать высокий профессиональный уровень музыковеду позволяет личное обучение, которое является неотъемлемой частью его жизни. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий