Содержание
Обязательно ли проходить повышение квалификации?
Сущность и смысл курсов повышения квалификации – в том, чтобы у сотрудника появилась возможность улучшить свои знания и тем самым доказать свой профессиональный уровень. Именно с этими целями Министерство труда и занятости РФ ввело определенные профессиональные стандарты. Выражаясь образно, профессиональные стандарты – это набор профессиональных требований, в которых перечисляются все запросы, связанные с подготовкой сотрудника, необходимой для функционирования учебного базиса, основы и техники осуществления рабочей деятельности. Ни что иное как профессиональные стандарты предусматривает необходимость регулярного повышения квалификации.
В РФ имеется определенное количество направлений и сфер, работникам которых нужно регулярно повышать свою квалификацию. Все остальные сотрудники имеют право осуществлять повышение квалификации по собственному желанию, либо при возникновении потребности.
К работникам, для которых повышение квалификации является обязательным, относятся: педагоги; медицинские работники; специалисты в области горной промышленности; государственные гражданские служащие; судьи и прокуроры. Согласно утвержденному профессиональному педагогическому стандарту любой учитель или воспитатель детского сада обязан подтверждать свои знания не раз в пять лет, как другие специалисты, а каждые три года. Именно по этой причине повышение квалификации у этих специалистов имеет регулярный характер.
Документы, которые подтверждают прохождение обучения
Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:
-
сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;
-
сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.
Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
-
Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
-
Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более стаВ часов и менее тысячи часов;
-
Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Типы и разновидности повышения квалификации
Профессиональное обучение подобного типа подразделяется на три разновидности: краткосрочное; долгосрочное; тематическое. Основное отличие между тремя этими разновидностями – продолжительность обучения: при краткосрочных курсах – 72 академических часа; при тематических – от 72 до 100 часов; при долгосрочных – больше 100 часов.
При обучении по первым двум вариантам обучающиеся в конце курса получают в качестве подтверждения Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. При осуществлении обучения на курсах, рассчитанных на продолжительность более чем 100 часов, специалисту предоставляется Свидетельство о длительном повышении квалификации. Основным отличием является то, что в случае краткосрочного повышения квалификации требуется устранение какого-то конкретного пробела в знаниях. Однако с Удостоверением краткосрочных курсов как правило, обучающийся не имеет права рассчитывать на повышение по должности.
Долгосрочные курсы повышения квалификации позволяют рассчитывать на более высокие должности – вплоть до руководящих. В особенности это актуально для специалистов, которые планируют стать членами СРО по тому или иному направлению. К специалистам этой группы относятся, к примеру, юристы. По этой причине руководители компаний, которые являются участниками СРО, обязаны раз в три года или пять лет направлять своих специалистов на повышение квалификации – и, разумеется, проходить её сами.
Методы внутрифирменного повышения квалификации
К методам обучения на рабочем месте относятся:
-
Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
-
Коучинг.В При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.
-
Проектная группа.В Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
-
Наставничество.В Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
-
Ротация.В Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
-
Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
-
Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
-
Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов.В В Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.