Дальневосточный государственный университет путей сообщения

История

Институт под руководством Павленко Тимофея Александровича (1937—1949 гг.)

Хабаровский университет инженеров железнодорожного транспорта был основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. Начальником строительства, а впоследствии начальником института стал Павленко Тимофей Александрович.

Институтский комплекс включал общежитие, учебный корпус и два жилых дома. Закладка фундамента (общежития) началась в июне 1939 г., а уже с сентября 1939 г. начались учебные занятия. Контингент первого набора студентов составлял 106 человек. Из-за того, что здание еще не было построено, студенты были отправлены в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Во второй учебный год студенты обучались уже в собственном помещении. Их численность составляла 310 человек.

Технический проект института был разработан в архитектурной мастерской НКПС архитекторами Г. И. Волошиным и М. А. Готлибом под руководством академика архитектуры К. Алабяна.

Помощь в формировании профессорско-преподавательского состава и становлении материальной базы института оказали Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, Московский электромеханический институт транспорта и Владивостокский университет.

Первоначально институт состоял из трех факультетов: паровозного (специальность «Паровозное хозяйство»), постройки железных дорог, путевого хозяйства, движения и грузовой работы (специальности «Движение и грузовая работа» и «Постройка железных дорог и путевое хозяйство») и механизации путевых и строительных работ. Первыми научными и научно-педагогическими работниками института стали доценты, прибывшие в 1939 г. из ЛИИЖТа: А. С. Яковлев, М. Д. Мальцев, И. М. Грибанов и в 1940 г. из МЭМИТа: В. И. Дмитренко, Н. Я. Стефанов, П. Т. Бельцевич и выпускники ДВГУ: А. В. Беспалов, Г. К. Федоров, А. А. Тунда, С. Д. Соловьев, Б. Н. Тюляков.

В первые годы Великой Отечественной войны в действующую армию ушли 177 студентов, преподавателей и служащих университета. Оставшийся коллектив завершил к 1943 г. строительство центральной части здания общежития. Окончательно строительство института было завершено в 1946—1956 гг.

В марте 1942 г. было образовано вечернее отделение, а 29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск — 84 инженера.

Институт под руководством Дмитренко Валентина Иосифовича (1949—1976 гг.)

В 1949 г. начальником института стал директор-полковник тяги Дмитренко Валентин Иосифович.

В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция. В 1956 г. был произведен первый набор студентов по новым специальностям — «Тепловозы и тепловозное хозяйство», «Электроподвижной состав» и «Электрификация железных дорог». На базе этих специальностей был образован факультет «Электрификация железных дорог». В 1961 г. состоялся первый выпуск инженеров-электриков. Также была организована подготовка инженеров по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Позднее были организованы кафедры «Автоматика и телемеханика», «Связь на железнодорожном транспорте», «Мосты и тоннели».

К 1959 г. был введён в постоянную эксплуатацию новый учебный корпус (нынешний главный), завершено строительство первого общежития (нынешнего второго учебного корпуса), учебных мастерских и клуба.

В 50-е — 60-е гг. заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» профессор А. В. Паталеев сформировал коллектив строителей-мерзлотоведов, который специализировался на строительстве железных дорог в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Забайкалья. Опыт, накопленный учеными, был использован при проектировании и сооружении Байкало-Амурской магистрали.

Также в проектировании магистрали принимали участие сотрудники кафедры «Проектирование и строительство железных дорог». В частности, группа студентов под руководством автора проекта Солодовникова Бориса Ивановича[1] проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р. Амгунь. Непосредственное участие в сооружении мостовых переходов на БАМе принимала мостостроительная группа кафедры «Строительная механика». Тепловозные кафедры института занимались исследованиями в области эксплуатации локомотивов на Байкало-Амурской магистрали.

Под руководством доцента Е. А. Румянцева профессорско-преподавательский состав кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» занимался исследованиями природы образования наледей на Восточном участке БАМа. Коллектив научно-исследовательской лаборатории «Основания и фундаменты» под руководством А. Г. Полевиченко создал методику прогнозирования процесса протаивания и просадок вечномёрзлых грунтов.

Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций.

Для создания новых механизмов и машин в институте в 1955 г. открылось опытно-конструкторское бюро «Путевые машины», в котором затем будут разработаны звеносборочный комбайн и звеносборочная машина (50-е гг.), звеносборочная и звеноразборочная линии на железобетонных шпалах (конец 60-х — начало 70-х гг.) и другие механизмы.

В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и Дальневосточную железную дорогу.

В середине 60-х гг. в институте образовалось студенческое научное общество, на некоторых профилирующих кафедрах появились студенческие проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро.

В апреле 1966 г. на базе факультета «Электрификация железных дорог» был сформирован первый студенческий строительный отряд «Энергия», насчитывающий 100 бойцов.

В 1975 г. открылся музей Истории ДВГУПС.

Институт под руководством Тиличенко Артура Григорьевича (1977—1988 гг.)

В 1978 г. после смерти В. И. Дмитренко институт возглавил Тиличенко Артур Григорьевич, прежде первый проректор по научной работе.

В 70-е гг. был построен лабораторный корпус и две 9-этажные пристройки к нему (так называемые «башни»). Также была открыта база отдыха в с. Рязановка Приморского края.

Институт под руководством Григоренко Виктора Григорьевича (1988—2007 гг.)

В 1988 г. впервые в истории института ректора выбирали на конференции трудового коллектива, причём выборы были альтернативными. Ректором стал Виктор Григорьевич Григоренко, декан факультета повышения квалификации и секретарь парткома ХабИИЖТа.

В 1990 г. при институте был создан железнодорожный лицей.

В 1996 г. завершилось строительство легкоатлетического манежа, несколько позже создан новый опытно-конструкторский комплекс для НВЦ «Путевые машины».

В 90-е гг. Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта был последовательно преобразован в Дальневосточную академию путей сообщения, а затем — в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.

В учебный процесс, научно-исследовательскую работу и управление университетом стали активно внедряться современные информационные технологии.

В ноябре 2007 г. на конференции коллектива университета ректором был избран Дынькин Борис Евгеньевич[2], заведующий кафедрой «Электроснабжение» и проректор по научной работе.

Институты, факультеты и кафедры

  • Институт тяги и подвижного состава
    • Кафедра Тепловозы и тепловые двигатели
    • Кафедра Электроподвижной состав
    • Кафедра Вагоны
    • Кафедра Строительные и путевые машины
    • Кафедра Детали машин
    • Кафедра Технология металлов
  • Институт международного сотрудничества
    • Кафедра Деловой иностранный язык
    • Кафедра Русский язык
    • Кафедра Менеджмент (бывш. Деловое администрирование)
  • Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций
    • Кафедра Управление эксплуатационной работой
    • Кафедра Станции и узлы, технология грузовой и коммерческой работы
    • Кафедра Автоматика и телемеханика
    • Кафедра Телекоммуникации
    • Кафедра Информационные технологии и системы
  • Электроэнергетический институт
    • Кафедра Электроснабжения транспорта
    • Кафедра Электротехника, электроника и электромеханика
  • Институт транспортного строительства
    • Кафедра Строительные конструкции, здания и сооружения
    • Кафедра Строительное производство
    • Кафедра Гидравлика и водоснабжение
    • Кафедра Мосты и тоннели
    • Кафедра Железнодорожный путь, основания и фундаменты
    • Кафедра Изыскания и проектирование железных дорог
    • Кафедра Экономика строительства и технология строительных материалов
    • Кафедра Строительная механика
  • Институт экономики
    • Кафедра Экономика транспорта
    • Кафедра Бухгалтерский учет и аудит
    • Кафедра Менеджмент
    • Кафедра Экономическая теория
    • Кафедра Мировая экономика и коммерция
    • Кафедра Финансы и кредит
  • Естественнонаучный институт
    • Кафедра Высшая математика
    • Кафедра Прикладная математика
    • Кафедра Физика
    • Кафедра Химия и экология
    • Кафедра Теоретическая механика
    • Кафедра Начертательная геометрия и инженерная графика
    • Кафедра Системы автоматизированного проектирования
    • Кафедра Безопасность жизнедеятельности
    • Кафедра Оптические системы связи
  • Социально-гуманитарный институт
    • Кафедра Теория и история государства и права
    • Кафедра Философии
    • Кафедра Социальная работа и социология
    • Кафедра Иностранные языки
    • Кафедра Физическое воспитание и спорт
    • Кафедра Гражданское, предпринимательское и транспортное право
    • Кафедра Психология
    • Кафедра Социально-культурный сервис и туризм
    • Кафедра Уголовно-правовые дисциплины
  • Факультет среднего профессионального образования — Хабаровский техникум железнодорожного транспорта
  • Факультет воздушных сообщений
  • Институт военного обучения
    • Учебный военный центр
    • Факультет военного обучения
  • Факультет довузовской подготовки
  • Институт интегрированных форм обучения (заочное обучение)
  • Институт дополнительного образования

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий