РепортажКак факультет дизайна ВШЭ готовит студентов к реальному миру

Зачем вести портфолио студента?

Каждый активный и успешный обучающийся мечтает построить профессиональную карьеру и достигнуть в работе определенных результатов. Одним из шагов к этому является правильно подобранная и преподнесенная работодателю информация о себе, включающая полученные навыки, достижения и приобретенные умения.

Именно поэтому собирать ее необходимо как можно раньше, начиная с первого курса, и объединять в портфолио студента. Под ним подразумевается файловая папка, содержащая в себе все документы и другие подтвержденные материалы, свидетельствующие об академических, общественных, личных, спортивных успехах студента.

Объединенные сведения в совокупности являются одним из инструментов для оценивания результатов обучения. Максимально эффективна такая папка с информацией для обучающихся на творческих и прикладных специальностях.

Основные цели и задачи портфолио студента, сформированные на ранних этапах обучения, выглядят следующим образом.

  • Предоставить наработанные индивидуальные результаты, по которым можно будет легко оценить сформированные общие и профессиональные компетенции.
  • Отследить собственную динамику в развитии личностного становления как специалиста.
  • Сделать процесс обучения максимально индивидуальным и дифференцированным.
  • Сформировать и усовершенствовать навыки целеполагания, организации и планирования.
  • Способствовать развитию навыков рефлективной и оценочной деятельности.

Как видно из вышеперечисленных пунктов, данный документ позволяет собрать всю необходимую информацию, не упустив никакого события за все годы учебной деятельности. Это позволяет выпускнику в дальнейшем успешно продвигать себя на рынке труда и презентовать свою кандидатуру с наиболее выгодной стороны при трудоустройстве. К тому же наработанный материал легко в дальнейшем использовать для написания резюме.

Оформление портфолио студента может быть выполнено как в бумажном, так и в электронном виде. Оно должно быть структурированным, что делается для более легкого восприятия информации, независимо от того, имеет документ вид презентации, набора документов или отчета, в сопровождении различных официальных бумаг.

kak-delat-portfolio-dlja-studenta-3.jpg

Люди важнее учебного плана

9VraorWl06FHiRt1TsA-5A-wide.jpg

В компьютерном классе студенты показывают художнику Протею Темену свои проекты: во втором полугодии они могут сделать работу для существующей организации или самостоятельно придумать бриф. Пока некоторые доделывают свой проект, работы показывают отличники. Один из студентов придумал айдентику для Государственного музея современного искусства. Протей советует ему подумать, как логотип будет смотреться на плакате, сайте, в каталоге выставки и т. д. Другая студентка делает фирменный стиль для лектория в павильоне «Космос» на ВВЦ. На примере этой работы Протей объясняет, как нужно придумывать название проекта. Он советует проиграть диалог о лектории в голове и представить, как друзья будут обсуждать планы пойти в выходные на лекцию. Помимо этого, преподаватель рассказывает, как лучше оформить презентацию — сколько слайдов в ней должно быть, как разместить графические элементы на странице, с чего начинать выступление и пр.

Занятие заканчивается, когда Протей включает видео #PostModem о том, как девочка оцифровывает своё сознание, записав его на компьютерную плату, а потом разрезает лоб, вставляет туда «память» и попадает в цифровой мир. Несмотря на то что все кураторы строят свои занятия в соответствии с программой курса «Креативное проектирование», опыт каждого влияет на то, какие знания получают студенты, и неудивительно, что Протей, участвовавший в биеннале цифрового искусства The Wrong Biennale, показывает видео о технологической сингулярности.

-YhgQDlsnF0bdBlx5bSw5w-wide.jpg

Темен говорит, что во время встреч со студентами выполняет роль психолога: все практические навыки (работа в Adobe Photoshop, InDesign, 3D Max и других программах) они получают на специальных занятиях, а с Протеем, Гуровичем, Белоусовым, Кузнецовой и другими кураторами обсуждают свои проекты и советуются. В первом полугодии студенты работали над проектом, который придумали сами: осваивая графические инструменты, они делали флаг, логотип, текст, плакат, дизайн среды, концепцию навигации, видео для презентации проекта, а в самом конце — книгу о проекте. «У нас нет формальных заданий на композицию или цвет. Студенты делают продукт по определённому брифу, и в процессе им объясняют, на что нужно обратить внимание — так они всё понимают и про цвет, и про композицию», — говорит Протей.

Темен и многие другие сотрудники никогда не работали в сфере образования, а для Протея это и вовсе первая работа в офисе (точнее, в аудитории) за долгое время — 6 лет он занимался собственными проектами. Однако он и другие молодые сотрудники достаточно компетентны, чтобы преподавать. Получению должности на факультете дизайна предшествовала долгая подготовка. «На протяжении целого года мы ежедневно встречались и все вместе разрабатывали программу и методику обучения», — говорит Арсений Мещеряков. Кроме того, на факультете есть и опытные преподаватели: например, куратор Александра Кузнецова окончила пединститут и читала лекции в Британской высшей школе дизайна.

Автобиография студента для портфолио

Данный документ включает в себя:

  • ФИО. В случае, если студентка меняла фамилию в связи с бракосочетанием, необходимо указывать также и этот факт и прилагать соответствующие документы, подтверждающие это;
  • дату рождения, место и гражданство;
  • какое учебное заведение было окончено до этого (на предыдущем шаге учебы). Прикладывается обязательно ксерокопия полученного диплома или аттестата;
  • данные обо всех званиях и наградах – в форме копий документов;
  • сведения о степени владения иностранными языками. Если есть какие-либо документы, подтверждающие это, например, курсы, сданный экзамен TOEFL или какой-либо другой, прикладывается соответствующая официальная бумага;
  • информацию об имеющихся хобби и достижениях;
  • место проживания по факту;
  • дату написания, сопровождаемую подписью и расшифровкой инициалов.

Структура

Если нет четко рекомендованного плана и разделов, которые разработаны учебным заведением, необходимо продумать их самостоятельно. Структура портфолио студента должна соотноситься со стандартами оформления и ведения подобных официальных бумаг. Возможно, для каждого обучающегося она будет отличаться в зависимости от имеющихся личных наработок.

Как правило, общее содержание портфолио студента включает в себя следующие разделы:

  • титульная страница (лист) делается как для печатного, так и для электронного портфолио студента. На нем должна находиться фотография, полностью ФИО обучающегося, наименование учебного заведения и специальность, а также контактная информация – телефон и e-mail;
  • введение. Здесь в обязательном порядке отображаются цели и характеристика деятельности выпускника в соответствии со специальностью;
  • общие сведения. Информация включает личные и контактные данные, а также выбранную образовательную траекторию;
  • портфолио документов. Здесь фиксируются достижения по основной и дополнительной образовательным программам. Результаты творческой, исследовательской и общественной деятельности;
  • портфолио работ. Сюда вкладывают отзывы преподавателей, рецензии на определенные виды работ, полученные гранты, дипломы за участие в конкурсах и прочее;
  • ссылки на публикации научных статей в студенческом журнале;
  • портфолио отзывов. Сюда включают характеристики, благодарности, рекомендации с мест прохождения практики;
  • рефлексивное портфолио содержит в себе эссе, рекомендательные письма и материалы по самооценке студента.

Критерии оценивания

Осуществление любой деятельности всегда связано с оцениванием. Причем оно может проводиться как сторонними лицами (преподавателями, экспертами, судьями), так и самим обучающимся в качестве определенного критерия самооценки.

При этом применяются следующие показатели оценки результатов.

  • Для документов в портфолио оцениваются убедительность, достоверность сведений, уровень участия студента в мероприятии (внутри заведения, проводимое в регионе, по всей стране или международное).
  • Для работ – соответствие структуре, содержанию, оформлению. Так же оцениваются полнота, широта, креативность, качество и культура оформления представленных работ.
  • По отношению к отзывам важно определить наличие положительных характеристик, мнений, оценок и реакций от преподавателей, руководителей практики, наставников и других лиц, связанных с обучением.
  • Для рефлексивного портфолио важно наличие самоанализа личной деятельности с различными рациональными методами и приемами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий