Профессия Судовой механик

Сведения о профессии

Техник-судомеханик – это человек, который занимается эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом судового энергетического оборудования, а также обеспечивает безопасность плавания и организовывает работу структурного подразделения.

В его должностные обязанности входит:

  • техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;
  • техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;
  • контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
  • организация мероприятий, которые будут гарантировать транспортную безопасность;
  • обеспечение бесперебойной работы судна во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок и аварийных ситуаций;
  • проведение плановых и экстренных ремонтных работ.

Image1559109921889.jpeg

Судомеханик, который находится на вахте должен точно следовать правилам, установленным должностной инструкцией, вовремя, а главное правильно вести необходимую документацию. Если требуют обстоятельства, то он обязан быстро принимать решения о мерах безопасности судна, его экипажа и пассажиров.

Рабочим местом специалиста является судно, а конкретнее – машинное отделение. Человек данной профессии работает в тяжелых условиях и в постоянном стрессе. Трудности составляет работа в масляной среде, тесном помещении, отсутствии естественного освещения. Специалисту часто приходится на долгий срок отлучаться от дома и семьи. Продолжительность рабочего дня зависит от типа судна и ситуации на борту.

На круизных кораблях длительность смены составляет 14 дней, потом столько же выходных. На торговых кораблях смена может затянуться от месяца до полугода. Рабочий день организовывается таким образом, что на одной смене работает три специалиста, каждый из них работает по четыре часа, а потом отдыхает восемь часов.

Обучение и карьерный рост

На корабельного механика обучают в Морской школе или Морской академии, эти учебные заведения имеются не в каждом городе России. В первом случае длительность обучения варьируется от 2,5 до 4 лет в зависимости от категории плавсредства и количества рабочих машин. По окончании учебы студентам выдается диплом о среднем специальном образовании.

Желающие получить высшее образование заканчивают Морскую академию по специальности «Силовое оборудование судна». Обычно по окончании 3-го курса будущий механик может переквалифицироваться на корабельного инженера-ремонтника. Срок обучения в данном случае составляет 4 года и предусматривает обязательную морскую практику сроком 1 год. Каждые 5 лет корабельный механик должен обязательно проходить курсы повышения профессиональной квалификации и экзаменационные испытания в Департаменте водных путей. По окончании учебных заведений дипломированный судовой механик может устроиться в судоходную компанию, а также в судостроительные и судоремонтные верфи.

Кроме того, они могут с успехом самореализоваться и в береговых организациях. Здесь они с легкостью реализуют свои профессиональные навыки на позиции ведущего энергетика, инженера или куратора проекта производственного предприятия.

vse-o-sudomehanikah-3.jpg

Должностные обязанности

В должностные обязанности механика морского или речного корабля входят:

  • техническая эксплуатация главного и дополнительного энергетического оборудования, а также корпусных устройств, конструкций судовых систем, буровых платформ, автономных энергетических установок и плавательных устройств;
  • обслуживание корабельного электрооборудования и средств автоматики судов;
  • контроль соблюдения международных и национальных норм по эксплуатации плавательных средств;
  • разработка и организация мероприятий, гарантирующих повышение транспортной безопасности на судне;
  • обеспечение беспрерывности работы оборудования, оперативное выявление поломок и их ликвидация;
  • предотвращение аварийных ситуаций;
  • проведение экстренных и плановых ремонтных работ.

Помимо этого, судомеханик обязан ввести всю требуемую документацию.

vse-o-sudomehanikah-1.jpeg

Описание профессии

Механик на корабле относится к категории специалистов мореходства, основной задачей которых стала организация беспрерывного и безопасного функционирования всех технологических установок и механизмов на борту судов. Этот человек отвечает за бесперебойное, практичное обслуживание и последующий ремонт всей техники плавсредства. Основные задачи специалиста на этой позиции:

  • систематический контроль за всеми основными, а также вспомогательными механизмами, корабельным оборудованием и системами судовых машин, их техобслуживание;
  • проведение мелких ремонтных работ, устранение поломок, а также осуществление аварийных работ.

vse-o-sudomehanikah.jpg

В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.

Рабочее место корабельного механика — это всё судно в целом и машинное отделение в частности. Условия работы неблагоприятные — трудовая активность связана с высокой влажностью, теснотой рабочего помещения, отсутствием естественного освещения, а также взаимодействием с масляными средами. Тем не менее бытовые условия судомехаников довольно комфортные — в распоряжении команды судна имеются каюты со встроенными санузлами, а также зоны общего пользования (место отдыха, кинозал, кабинеты и столовая).

Механику в силу особенностей своей профессиональной деятельности приходится работать далеко от родных и дома — это выдерживают не все люди. Длительность рабочего периода на корабле бывает различной. Например, круизные плавательные средства, работающие на небольших маршрутах, предполагают занятость в формате 2/2, когда две недели отведены для работы, а две недели — время отдыха. А вот на торговых кораблях рейс может длиться по 6 месяцев и более.

Организация деятельности на судне предусматривает деление суток на несколько периодов по 4 часа, их перераспределяют между тремя механиками так, чтобы они сменяли друг друга. Соответственно, каждый из них работает в режиме — 4 часа вахта и 8 часов отдыха. Судовой механик обязательно должен носить спецодежду.

Как правило, это костюм, состоящий из полукомбинезона и куртки, их шьют из стойкого к неблагоприятным природным условиям полотна.

vse-o-sudomehanikah-1.jpg

Требования

Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.

Судомеханик должен уметь обращаться со спасательными приспособлениями и оказывать медицинскую помощь. От человека на данной позиции требуются навыки по предотвращению огнеопасной ситуации и умение правильно действовать в случае, если на судне произошел пожар. На сегодняшний день большая часть судовых механизмов управляется через программное обеспечение компьютера, поэтому любой корабельный механик должен обязательно уметь работать с вычислительной техникой. Помимо этого, в работе ему наверняка пригодится знание иностранного языка (в первую очередь английского) и навык свободно разговаривать на нём. Это важно особенно на международных рейсах, когда судомеханик должен справиться с приемом и передачей информации.

Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:

  • умение концентрировать внимание;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • мотивация к постоянному обучению;
  • аккуратность.

vse-o-sudomehanikah-2.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий