Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по профориентации
9 КЛАСС (34 часа: 1 час в неделю)
2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока |
Тема урока |
Содержание |
Тип урока |
1 |
|||
Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие. |
Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» Представление о себе и выборе профессии. Профессиональное будущее. |
Комбинированный (Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия) |
|
2 |
Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование. (первичная диагностика образовательного запроса) |
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. |
Анкетирование |
3 |
Классификация профессий. |
Беседа «Что мы знаем о мире профессий?», классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь. |
Комбинированный |
4 |
Выбор и моделирование. Представление о себе и выборе профессии. |
«Я –концепция» «Я – выбор» Профессиональное будущее. Самооценка. |
Комбинированный |
5 |
Темперамент и выбор профессии. |
Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер. |
Комбинированный |
6 |
Интересы и выбор профессии. |
Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е., обработка и обсуждение результатов. Обратная связь. В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам. |
Комбинированный |
7 |
Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. |
Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок. Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.) Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь. |
Комбинированный |
8 |
Склонности и профессиональные направления. |
«Хочу», «Могу» – интересы и способности. |
Комбинированный |
9 |
Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. |
Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека.. |
Комбинированный |
10 |
Секреты выбора профессии. |
Упражнение «Я учусь принимать решение» проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь. В результате учащиеся обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании. |
Комбинированный |
11 |
Возможности получения профессии |
Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО. Схема получения профессии. |
Комбинированный |
12 |
Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления ( анкетирование). |
Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь. В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни. |
Комбинированный Анкетирование |
13 |
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. |
Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала. |
Комбинированный |
14 |
Методика «Интеллектуальная лабильность». |
Работа по заданию методики. |
Комбинированный Анкетирование |
15 |
Многообразие мира профессий. |
Труд и развитие личности. Труд и профессионализм. Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь. В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда. |
Комбинированный |
16 |
Возникновение профессий и специальностей. |
Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека. Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.» |
Комбинированный |
17 |
Новые профессии нашего времени. Анкетирование ( профессиональные типы) |
Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века». |
Комбинированный |
18 |
Труд. Характер труда в профессиональной деятельности. |
Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий. |
Комбинированный |
19 |
Человек на рынке труда. |
За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными. |
Комбинированный |
20 |
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования. |
Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей. |
Комбинированный |
21 |
Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений. |
Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация. |
Комбинированный |
22 |
Система образования в РФ |
Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений. |
Комбинированный |
23 |
Как достичь успеха в профессии. |
Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» – соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии. Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями. В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха. |
Комбинированный |
24 |
Профессиональная игра « Угадай профессию». |
Игра. |
Комбинированный |
25 |
Вопросник для определения личности. |
Анкетирование (предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе).стр 105(ВП) |
Анкетирование. |
26 |
Профориентационная игра «Спящий город» |
Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу. В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. |
Комбинированный |
27 |
Учебные заведения г. Чебоксары. |
Учебные заведения г. Чебоксары: ВУЗы, СУЗы. |
Комбинированный |
28 |
«Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра. |
Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения. В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции. |
Комбинированный |
29 |
«Образ будущего» |
Эссе по схеме (стр 154) |
Творческий |
30 |
Мини – проект « Мой вариант продолжения образования. |
Мини-проект.(на примере конкретного учреждения) |
Творческий |
31 |
« Мой вариант продолжения образования». |
Презентации учащихся. |
Творческий |
32 |
Трудоустройство |
Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу» – из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника. В результате участники приобретают навыки самопрезентации. |
Комбинированный |
33 |
Коллаж «Моя будущая профессия» |
Работа в парах. |
Творческий |
34 |
Заключительная диагностика образовательного запроса) |
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. |
|
Итого |
34 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22.27 КБ |