План работы с учащимися 9-х классов по профессиональной ориентации

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по профориентации

9  КЛАСС (34 часа: 1 час в неделю)

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ урока

Тема урока

Содержание

Тип

урока

        1

Предмет и задачи курса. Ориентировочное занятие.

Сообщение целей и задач занятий в течение года. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…»

Представление о себе и выборе профессии.

Профессиональное будущее.

Комбинированный

(Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия)

2

Психолого-педагогическая диагностика и проф консультирование.

(первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.

Анкетирование

3

Классификация профессий.

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?»,

классификация профессий по Климову,

игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится опросник Климова ДДО, обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь.

Комбинированный

4

Выбор и моделирование.

Представление о себе и выборе профессии.

«Я –концепция»

«Я – выбор»

Профессиональное будущее. Самооценка.

Комбинированный

5

Темперамент и выбор профессии.

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер.

Комбинированный

6

Интересы и выбор профессии.

 Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», опросник «Карта интересов» Голомштока А.Е.,

обработка и обсуждение результатов. Обратная связь.

        В результате учащиеся получают возможность определиться с направлением своих интересов и склонностей, более четко представляют себе, какие профессии соответствуют их интересам.

Комбинированный

7

Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план.

Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Ведущий сообщает мнения и советы психологов по преодолению ошибок.

Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.)

Игра «А вот и я» команды записывают  5-7 правил поведения, добровольцы выполняют  роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь.

Комбинированный

8

Склонности и профессиональные направления.

«Хочу», «Могу» — интересы и способности.

Комбинированный

9

Человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Виды памяти и способы их развития. Внимание и деятельность человека..

Комбинированный

10

Секреты выбора профессии.

Упражнение «Я учусь принимать решение»  проводится методом «мозгового штурма». Участники делятся на подгруппы, каждой из которых предлагается ситуация профессионального самоопределения. По окончании мозгового штурма представитель каждой группы озвучивает принятое решение, в ходе обсуждения оценивается его адекватность. Обратная связь.

В результате учащиеся обучаются навыкам принятия решения, учатся делать самостоятельный выбор, осознают особенности поведения на собеседовании.

Комбинированный

11

Возможности получения профессии

       Способы получения профессии. НПО, СПО, ВПО.

Схема получения профессии.

Комбинированный

12

Профессиональная карьера и здоровье. Опросник типа мышления

( анкетирование).

Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья),  мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь.

       В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни.

Комбинированный

Анкетирование

13

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Мышление и познание. Человеческие ресурсы. Условия развития личностного потенциала.

Комбинированный

14

Методика «Интеллектуальная лабильность».

Работа по заданию методики.

Комбинированный

Анкетирование

15

Многообразие мира профессий.

 Труд и развитие личности. Труд и профессионализм.

Предлагается перечень профессий, учащимся необходимо оценить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны, подчеркнуть 5-7 профессий, которые лично их привлекают, оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР, в эпоху США и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обсуждение результатов. Обратная связь.

В результате происходит ориентировочное индивидуальное прогнозирование престижности тех или иных профессий и видов труда.

Комбинированный

16

Возникновение профессий и специальностей.

Профессиональное разделение труда. Социально- профессиональная мобильность –качество современного человека.

Дискуссия «Мэр города. Кем бы вы хотели работать в нашем городе.»

Комбинированный

17

Новые профессии нашего времени.

Анкетирование

 ( профессиональные типы)

Профессии 21 века. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».

Комбинированный

18

Труд. Характер труда в профессиональной деятельности.

Что такое труд. Двойственная природа труда. Творчество в труде. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.

Комбинированный

19

Человек на рынке труда.

За что люди получают зарплату. Почему люди становятся безработными.

Комбинированный

20

Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования.

Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы, даты дней открытых дверей.

Комбинированный

21

Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений.

Документы, гарантирующие качественное ведение образовательного процесса. Лицензия, государственная аккредетация.

Комбинированный

22

Система образования в РФ

Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений.

Комбинированный

23

Как достичь успеха в профессии.

Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» — соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.

Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями.

В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.

Комбинированный

24

Профессиональная игра

« Угадай профессию».

Игра.

Комбинированный

25

Вопросник для определения личности.

Анкетирование (предназначена для выяснения ряда характеристик, имеющих непосредственное отношение к работе).стр 105(ВП)

Анкетирование.

26

Профориентационная игра «Спящий город»

Чтобы разбудить людей в «Спящем городе» необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу.

В результате повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

Комбинированный

27

Учебные заведения г. Чебоксары.

Учебные заведения г. Чебоксары: ВУЗы, СУЗы.

Комбинированный

28

«Знаешь ли ты свою будущую профессию?» Ролевая игра.

Каждый из участников отвечает на вопросы анкеты, затем обрабатываются результаты, Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнута сформированность личного профессионального плана. Участники озвучивают, какие вопросы вызвали у них затруднения.

        В результате психолог получает обратную связь об эффективности проделанной работы в течение года и остаётся несколько занятий для коррекции.

Комбинированный

29

«Образ будущего»

Эссе по схеме  (стр 154)

Творческий

30

Мини – проект « Мой вариант продолжения образования.

Мини-проект.(на примере конкретного учреждения)

Творческий

31

« Мой вариант продолжения образования».

Презентации учащихся.

Творческий

32

Трудоустройство

Беседа о правилах составления резюме. Упражнение «Устраиваемся на работу»  —  из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование. Группа наблюдает, затем комментирует. Беседа об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике. Проводится упражнение формирующее навык владения позой, мимикой жестами. Учащиеся делятся впечатлениями. Группы получают задание написать речь для человека, пришедшего на собеседование или оставившего о себе данные на сайте по трудоустройству, зачитывают, что получилось, обсуждают. Тренируются в овладении навыками убеждения, внушения, выработке симпатии у собеседника.

        В результате участники приобретают навыки самопрезентации.

Комбинированный

33

Коллаж «Моя будущая профессия»

Работа в парах.

Творческий

34

 Заключительная  диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования.

Итого

                        34

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngplan_proforientats.raboty_v_9-h_klassah_2013-14_u.g.docx 22.27 КБ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий