Задачи, формы и методы профориентации

Интерактивные методы профориентации

Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. Он подразумевает под собой некую взаимную деятельность. Такие методы представляют собой моделирование самых различных жизненных ситуаций с дальнейшим совместным решением проблем. Благодаря им можно создать атмосферу сотрудничества, выработать определенные ценности у подростков, а также сформировать некие навыки и умения.

К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Также к ним можно отнести проект по профориентации и т.д. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.

Профориентационный тренинг

Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы со школьниками. Помимо того, что  сего помощью учащийся может получить всю необходимую информацию по теме, он также позволяет на месте выявить проблемные стороны в процессе выбора, найти пути и решения, а также просто развить коммуникативные навыки.

Профориентационный тренинг представляет собой использование совокупности самых разных, но наиболее эффективных методов, среди которых психотерапевтический, обучающий и психокоррекционный. Такой тренинг направлен на самопознание, на развитие профессиональных навыков и коммуникативных умений.

Предварительный просмотр:

Выступление на МО Классных руководителей.

Васильева Марина Юрьевна

Формы работы по профориентации школьников.

Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.

Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Учитель часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее.

К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы  и т. д.

Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:

  1. Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
  2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
  4. Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.

Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов: «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью».

Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям.

Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор.

Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др.

Затем следует сделать выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.

На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье.

Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое- окончательный вариант».

Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели.

Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.

Выделяют следующие этапы:

  1. Подготовительный- ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
  2. Завершающая консультация- помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.
  3. Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Формы работы по профориентации:

1 Для младшего звена подойдут:  Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.

2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.

3. Для старшего звена 10-11 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры.

Материал взят из научно- методического журнала «Классный руководитель № 4» , Москва 2012 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ средняя школа № 314 Васильева Марина Юрьевна Формы работы по профориентации школьников

Слайд 2

Система профориентации Система профориентации школьников- это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников

Слайд 3

Цель профориентационной работы Подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности

Слайд 4

Формы и методы работы Рассказ о профессиях Беседы Экскурсии на предприятия Встреча с мастером профессионалом Участие в конкурсах

Слайд 5

Формула выбора профессии Профессия должна соответствовать: 1. Интересам и склонностям 2. Возможностям и способностям 3. Спросу на рынке труда

Слайд 6

Факторы мешающие выбору профессии Увлечение внешней стороной профессии Выбор из соображений престижности Только на основании оплаты труда Под влиянием близкого окружения Отождествление предмета с профессией Перенос позитивного отношения к человеку этой профессии на саму профессию Выбор за компанию Неумение разобраться в своих способностях Незнание или недооценка своих особенностей Предрассудки о некоторых специальностях

Слайд 7

Качества, помогающие найти работу Профессиональные (Квалификация, наличие смежных профессий, аккуратность, пунктуальность) Личные (находчивость, ответственность, упорство, терпеливость, чувство юмора, деликатность, уравновешенность, контактность) Способности (художественные, музыкальные, счетные, способность к языкам, механической работе, ручная работа, коммуникативные, способность убеждать, способность к лидерству)

Слайд 8

План ознакомления с профессиями Общие сведения о профессиях Производственное содержание профессии Условия работы и требования профессии к человеку Система подготовки к профессии Проектная деятельность («Дорога жизни», «Мой путь к карьере», «Мой путь к успеху») Профконсультации

Слайд 9

Проект «Дорога жизни» Мотивация (Зачем я живу? Для чего это нужно людям?) Наполнение смыслом ценностей, которыми будет вымощена дорога Выбор стиля жизни, стиля отношений Анализ фактов из прошлой жизни с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…» Профконсультация – система оказания помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений.

Слайд 10

Этапы профконсультации Подготовительный (должен подвести к выбору профессии) Завершающая консультация (помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями. Проводят учителя и психологи. Уточняющая консультация – осуществляется в дни открытых дверей работниками колледжей, вузов.

Слайд 11

Требования современного общества Профессионал Знающий свое дело Самостоятельно п ринимающий решения Умеющий рисковать Умеющий творить Умеющий создавать Умеющий искать

Слайд 12

Формы работы в начальной школе Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои увлечения» Путешествия в мир профессий Игры Конкурсы рисунков и юных умельцев

Слайд 13

Формы работы в средней школе Ток- шоу «Портрет профессионала» Встречи с людьми разных профессий Ролевые игры Диспуты «Профессиональные династии – за и против» Ярмарка профессий Конкурсы дизайнеров

Слайд 14

Формы работы в старшей школе Час выбора, круглый стол Встречи с людьми разных профессий, разных учебных заведений Дискуссия «Профессии, которые будут всегда» Диспуты «Современный профессионал. Кто он?» Час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо» Ролевые игры Час ответов «Что престижно сегодня? А завтра?» Форум «Мой выбор» Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху»

Слайд 15

Литература Журнал «Классный руководитель № 4» , Москва 2012 г.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий