Профориентация: проблемы, парадоксы, пути решения

Исходные понятия

Профориентация — это набор методов и инструментов, которые помогают человеку самостоятельно и осознанно выбрать профессию. Система направлена на то, чтобы в процессе этого выбора учитывались:

Наклонности, способности, потенциал человека.

Принципы распределения человеческих ресурсов в экономических интересах страны или региона.

Влияние профориентации действует сразу по нескольким направлениям:

Психолого-педагогическое. Происходит личностное самосознание,  усиливается мотивация, формируются профессиональные интересы.

Социально-экономическое. Становится понятной ситуация на рынке труда: какие направления более востребованы, а какие ниши переполнены. Так уравновешиваются личные и общественные интересы, формируется адекватное видение себя как специалиста.

Физиологическое. Понимание медицинских требований к той или иной профессии накладывает отпечаток на решение: менять образ жизни либо искать в другом направлении.

Если система работает комплексно, то к окончанию школы уже понятно, в какую профессию хочется идти и какое обучение для этого нужно. На практике идеала пока нет, но к нему можно стремиться.

Оформление

Развитие профессионального самосознания — один из важнейших приоритетов профориентации.

Противоречия и проблемы профориентации подростков

Профессиональная ориентация нужна людям в любом возрасте, но наибольшее значение она имеет в молодости, когда закладывается фундамент личностных и профессиональных интересов.

Изучение проблемы профориентации учащихся занимаются многие исследователи. Например, тесты издательства «Молодой ученый» показали, что в 2018 году более 50% опрошенных подростков опирались в выборе профессии на советы родителей и знакомых, лишь 18% фокус-группы выбирали будущую деятельность самостоятельно. Из тех, кто принял участие в исследовании, 59% ничего не знали о рынке труда к моменту выбора профессии.

Эти показатели усугубляются тем, что 67% респондентов сказали, что участвовали в профориентационных мероприятиях, но это не оказало ощутимого влияния на их выбор.

Приведенные данные подтверждают наличие серьезных проблем с профориентацией молодежи:

Слабое личностное и профессиональное самосознание. Отсутствие понимания своих интересов, способностей, долговременных целей.

Низкий интерес к профессиям и труду.

Непонимание своих профессиональных перспектив.

Отсутствие актуальной информации об экономической ситуации и рынке труда.

Дополнительным прессом к этим проблемам срабатывает навязанная общественным мнением обязательность принятия решения. Куда будешь поступать? — Этот вопрос знаком, пожалуй, всем выпускникам. Многих он приводит в ужас или ярость.  

Здесь важно понимать: нельзя сказать, что проблемы профориентации школьников обусловлены только лишь отсутствием у детей какого-либо интереса. В системе образования тоже есть прорехи:

Повышение требований к выпускникам в ущерб профвоспитанию.

Отсутствие или низкий уровень помощи школьникам в выборе профессии.

Мало или совсем нет помощи психологов и профконсультантов.

Недостаток информации о рынке труда, особенностях специальностей, востребованных профессиях.

advice-2911664-640.jpg

Оформление

Профориентация — инструмент двунаправленный: образовательные учреждения должны предоставлять средства, а подростки осознанно их использовать.

В результате к моменту выбора профессии у многих выпускников недостаточно информации как о профессии, так и о себе лично. Описанные проблемы профориентации подростков порождают ряд противоречий:

Личные желания школьников вступают в противоречие с объективными потребностями социума. Выбрав и освоив специальность, которая казалась модной или престижной, многие сталкиваются потом со сложностями при трудоустройстве. Часто это оканчивается работой не по специальности или получением нового образования.

Полученная специальность не всегда отвечает способностям человека. Нередко это выясняется только после окончания обучения: молодой специалист выходит на работу и понимает, что она не дает ему перспектив для реализации. Встает выбор: оставаться на нелюбимой работе или осваивать новую специальность.

Необходимость построить план на дальнюю перспективу конфликтует с отсутствием навыков планирования. Это нормально для подросткового возраста, но решать этот конфликт лучше при помощи взрослых специалистов.

Это далеко не полный список неприятных последствий.

business-2987962-640.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий