Декоратор – это специалист по оформлению помещений

Особенности

Десятки человек создают спектакль, который потом получает зрительские овации. И причастными к ним справедливо могут считать себя не только режиссер и актерская труппа – есть масса профессий, в которых нуждается каждый театр. Существуют, например, костюмеры и реквизиторы, профессионализм которых ценится так высоко, что не всяким актером так будут дорожить в театре.

Некоторым специальностям обучают в соответствующих вузах – и других вариантов нет. Но, например, гримером или гардеробщиком можно стать и без образования.

vse-o-professiyah-v-teatre.jpg

Список и описание профессий

Театр может быть художественным, оперным, драматическим и т. д. Бывают, например, театры, труппу которых составляют люди, параллельно снимающиеся в кино. Есть такие театральные профессии, которые стоят в первом ряду популярности.

Актер

Это лицо театра. В актерскую труппу попадают, как правило, люди, окончившие театральный вуз или училище. Считается, что актер поступает на службу в театр, они так и говорят: «Служу в театре музкомедии» или «Служу в этом театре 20 лет». Оказаться на месте актера без соответствующего образования почти невозможно, разве что это будет любительский театр. Или, например, человек случайно попадает в кино, обладая природным талантом, добивается успеха и хочет попробовать себя и на театральных подмостках. Но, как правило, он все равно идет учиться, потому что никакая природа и талант не заменят исключительно профессиональных навыков, азов актерства. Исключения так редки, что они только подтверждают правило.

Зарплата актера не самая высокая. Если это провинциальный театр и назвать актера звездой, задействованной в большом количестве спектаклей, да строго на главных ролях, нельзя, получать он будет от 15 тысяч рублей. Увы, но реалии таковы. В московских театрах зарплаты выше, равно как и конкуренция.

Лучшие вузы для получения актерской профессии – Школа-студия МХАТ, Высшее театральное училище им. Щепкина, Театральный институт имени Щукина, ГИТИС.

vse-o-professiyah-v-teatre-9.jpg

Аниматор

Если употреблять это слово в правильном значении, аниматор – это уличный актер. Работает он в парках развлечений, на массовых мероприятиях, один или в составе уличной актерской труппы. В идеале человек, связанный с этой профессией, также обязательно должен иметь актерское образование. Сегодня под аниматорами чаще понимают людей, которые ведут детские и взрослые праздники, работают в рамках тематических уличных мероприятий. Естественно, актерское образование имеет далеко не каждый.

vse-o-professiyah-v-teatre-10.jpg

Суфлер

Иначе говоря – подсказчик. Именно этот человек сидит в суфлерской будке и часто спасает судьбу спектакля. Его задача заключается в своевременной подсказке актеру, если тот забыл текст. И, конечно, ничего этого не должен заметить зритель. Сама будка находится посреди сцены, немного возвышается над помостом.Ее легко узнать по форме – она напоминает ракушку.

Но суфлеры сегодня есть далеко не в каждом театре. Профессия теряет свою актуальность, потому не является незаменимой в театре. Или же человек этой специальности может совмещать ее с другой, чтобы работать на полную ставку.

Гардеробщик

Стоит ли напоминать, откуда начинается театр? Так вот, хозяином той самой вешалки является гардеробщик. Без специального образования в этом случае, конечно, обойтись можно, затотребования не самые простые. Во-первых, в большинстве случаев выходным днем будет только понедельник. Во-вторых, нужно быть быстрым, ловким, обладать неплохой памятью. Ну и, конечно, как в театре без вежливости, обходительности – зрителя нужно расположить еще у входа. Как говорится, профессия требует соответствия месту.

Бутафор

На эту специальность в театр может устроиться выпускник художественного вуза. Это не просто художник, душа которого поет и требует творчества, – понадобятся и сугубо технические навыки: например, знать характеристики разных клеевых составов, разбираться в красках с точки зрения химических свойств и т. д.

В основном же бутафор занимается изготовлением эскизов, которые он должен согласовывать с постановщиком. Он же руководит цехом, где изготавливают декорации и реквизит. Этим занимается художник-бутафор. А вот рядовой бутафор выполняет технические задания: заваривает клей, замешивает глину, нарезает бумагу, окрашивает и т. д.

Реквизитор

Не только режиссер должен сказать «Верю» на игру актера. Сидящий в зале зритель должен поверить всему, что происходит на сцене. И если, допустим, герой пьет молоко, используемая жидкость должна быть как минимум похожа на него.

Упомнить все, что включено в реквизит, может только ответственный за это человек. Он отвечает за те нюансы, без которых распадется общая картинка сцены.

Клакер

Возможно, не все даже слышали это слово. В самом названии профессии кроется и ее значение, в переводе с французского «claque» означает «хлопок ладонью». Они, клакеры, должны заводить людей на овации, хлопать в нужном месте и в нужном масштабе. По сути, они заводят публику, зачастую определяя успех спектакля. Клакер должен обратить зрительское внимание на тот момент в спектакле, который знаковый, сложный, особенный, но не всегда зритель об этом догадывается.

Естественно, конкуренты нередко отправляли своих клакеров, чтобы те развалили спектакль соперника. На чужой постановке нанятые клакеры вели себя так, чтобы об успехе и говорить не пришлось. Их задача – освистать спектакль, помешать конкуренту.

Балерина

Так называют артистку балетного театра, исполнительницу классических танцев, получившую образование согласно балетным канонам, использующую в работе так называемую пальцевую технику. Прима-балерина – это артистка, которая выступает на первых ролях, ведущая солистка балетной труппы. Именно ей достаются главные партии в постановках. Артист балета (мужчина), который добился тех же высот, называется премьером.

Нельзя поступить на балерину или артиста балета после школы – слишком поздно. В профессию приходят в раннем детстве (как правило, еще в дошкольном), в первые годы занятий танцами выясняется, пригоден ли ребенок для классического балета. Звучит жестко, но здесь есть отбор, причем зачастую дело не только в таланте и работоспособности, сколько в анатомическом соответствии – должны быть определенная фигура, гибкость, выворотность стопы и т. д. В 10–11 лет дети поступают в балетное училище, где наряду с общеобразовательными дисциплинами осваивают балетные.

Светооператор

Этот человек отвечает за световой пульт, который на сцене можно считать своеобразным курсором. Если постановка небольшая, светооператор может выполнять задачи художника по свету, а также заведующего электроцехом. Тогда он будет разрабатывать световую партитуру, размещать приборы, отвечать за их направку. Сегодня эта профессия требует особых навыков, так как иногда приходится создавать светом целые картины. Свет может играть ведущую роль в спектакле, расставлять смысловые акценты и т. д.

Музыкальный оформитель

Это профессионал, который выстроит музыкальную линию спектакля – подберет музыку так, чтобы она была уместной, убедительной, помогла раскрыть образ и эмоционально вовлечь зрителя. И все должно соответствовать начальной задумке постановщика.

Дирижер

Этот человек руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Он отвечает за художественную интерпретацию произведения, он же гарантирует ансамблевую стройность, отвечает за технику игры каждого исполнителя. Помимо того, что это должен быть музыкально одаренный человек, он должен тренировать слух, обладать драматургическим чутьем. Ну и, конечно, для своего коллектива он должен быть беспрекословным лидером.

Сценограф

Это художник, который отвечает за оформление постановки, создает ее изобразительно-пластический образ. Он одновременно выполняет роли живописца, графика, конструктора, архитектора и технолога. Он не один занят в оформлении сцены, но он руководит процессом. Зачастую спектакль запоминается именно невероятным оформлением сцены, шикарным решением этой части спектакля, которая говорит не меньше, чем реплики героев.

Сценограф будет успешным, если сможет построить команду таких же профессионалов, поскольку его задумки надо еще и воплотить в жизнь.

Гример

Задача этого специалиста – изменить внешность актера так, чтобы она максимально соответствовала роли. И дело не просто в умении наносить макияж. Грим отличается от обычной косметики, он помогает человеку быть ярким, выразительным, чтобы это видел зритель даже в последнем ряду. Иногда гример должен «рисовать» лицо, меняя актера до неузнаваемости.

Художник

Прежде чем появится костюм, его нужно придумать и нарисовать. Этим занимается художник по костюмам. Есть еще художники сцены, художники по свету, но не в каждом театре эти задачи возложены на разных специалистов. В любом случае это должен быть человек с высшим художественным образованием.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий