Сценарий профориентационного мероприятия «Моя профессия – моя дорога в будущее»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngматериал по профориентации 28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы  встретились, чтобы поговорить о вашем будущем. Вы любите жизнь? Вы хотите быть счастливыми? Что за вопросы? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляем над фразой: «Счастливая жизнь – это….» Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. (слайд 1)

(обмен мнениями)

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Рано или поздно общество потребует от каждого из нас профессионального самоопределения. (слайд 2)

И сегодня среди нас присутствуют те, кто уже определился с таким выбором, а также и те, кому это еще предстоит сделать. Как принять правильное решение, о котором потом не пришлось бы жалеть? Какова формула успешного выбора? Нашу сегодняшнюю встречу я предлагаю назвать тремя простыми словами: Хочу. Могу. Надо. И мы вместе с вами сегодня постараемся открыть секрет правильного выбора профессии. (слайд 3)

Упражнение «Рука судьбы»(слайд 4)

Сейчас я предлагаю вам написать на листке свою профессию-мечту. Заверните бумагу, положите в сундучок. У меня в сундучке лежит ваша мечта. Если бы  я была волшебником, я, конечно бы,  сделала так, чтобы она сбылась. Но в жизни происходит не всегда так, как хочется. Представьте, что прошло 10 лет и вы стали…… (раздаю листочки). Вас обрадовала или разочаровала действительность?

Вспомните формулу успешного выбора (хочу-могу-надо). Сейчас вы написали о своих предпочтениях. Какое из этих слов мы раскрыли? Хочу – это то, что мне нравится, к чему у меня лежит душа.

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получилась вот такая статистика: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы пришлось начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Как вы думаете, почему так часто люди совершают ошибки при выборе профессии?

(обмен мнениями) (слайд 5)

Все ошибки можно разделить на группы:

1. Незнание правил выбора профессии.

2. Незнание мира профессий.

3. Незнание самого себя.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно знать требования, которые предъявляются к каждой из них.  Перечислите требования, которые предъявляются к врачам и учителям. То есть, какими качествами они должны обладать, чтобы  стать настоящими профессионалами своего дела?

(обмен мнениями)

Вы охарактеризовали врача и учителя, и многое в вашей характеристике было сходно, почему? Эти профессии относятся к одной группе: человек-человек. Ученый Климов придумал классификацию профессий, в основу которой положил предмет труда.(слайд 6)

Тип

Предмет труда

Профессии

Человек — человек

люди, группы, коллективы

врач, учитель, продавец

Человек — техника

машины, механизмы технические системы

электрик, слесарь, водитель

Человек — природа

живая природа

овощевод, ветеринар, агроном

Человек — знаковая система

тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, коды

программист, секретарь

Человек — художественный образ

литература, живопись, искусствоведение

актер, художник

Какие вы знаете профессии, относящиеся к этим группам? Сидящие по левую руку от меня называют профессии типа «Человек-….», а сидящие по правую руку – «Человек — …». Итак, начнем. (шпаргалка для нас  

Назовите профессии, относящиеся к вашей группе. Примерные ответы детей: — Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п. — Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п, — Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, — Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п. — Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф )

И.А.Крылов говорил: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»(слайд 7)

И согласитесь, что это — счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу … » в жизни далеко не просто.(слайд 8)

Первая преграда на этом пути — качества самого человека: есть физиологические и психологические пределы, которые определяют возможности личности в осуществлении данной деятельности. Например, я хочу быть олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, а могу ли?

Упражнение «Солнышко».

Возьмите  лист бумаги и нарисуйте солнышко с расходящимися лучами. Представьте себе, что солнышко это вы, а лучики — то, что позволит вам достичь успеха в жизни. Напишите на лучиках те способности, которыми вы обладаете на данный момент.

(обмен мнениями)

У Э. Асадова есть такие строчки:

Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать…

Слайд 9)

Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому одним из первых вопросов при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?»

Способности — это качества, обеспечивающие успех в деятельности. Способности человека в каждый данный момент — это и есть его «Я могу».

Упражнение-дискуссия

«Кто нужен нашему поселку (району)? (слайд 10)

Мы с вами живем на территории одного района. Кем бы вы хотели стать в нашем районе, какую бы выбрали профессию? (Каждый участник  мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются, и наверняка окажется, что будет очень нереальная обстановка).

Дискуссия, вероятно, покажет, что с таким набором профессий район жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе не престижных, а нужных обществу, без которых нельзя жить. Поэтому некоторым из вас найти работу «по желанию» не удастся. Таким образом, участники придут к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии.(слайд 11)

Как вы думаете, какие из современных профессий наиболее популярны?(слайд 12)

-А какие, на ваш взгляд, наименее популярны в настоящее время?(слайд 13)

-Как вы думаете, в чем разница между популярностью и спросом?

Разница заключается в том, что спрос на профессию – это потребность работодателей в большом количестве соответствующих специалистов, в то время как популярность профессии – это стремление большого количества людей ее приобрести. Наиболее популярные профессии далеко не всегда пользуются такой же популярностью на рынке труда. Реальная ценность профессии часто не соответствует её престижности.

Какая же ситуация на рынке труда в настоящее время?

РЫНОК  ТРУДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        В этом году на рынке труда Ростовской области преобладает спрос на кадры по рабочим профессиям – 76%, спрос по специалистам и служащим составляет 24%.

        Наиболее востребованными  профессиями специалистов и служащих являются такие профессии, как врач (любой) (16,2% от общего количества профессий), инженер (любой) (7,4%), медицинская сестра (любая) (8,2 %), менеджер (любой) (5,8 %), учитель (любой) (3,1 %).

Наиболее востребованные рабочие профессии: водитель (любой) (6,1 % от общего количества профессий), каменщик (1,7%), маляр (1,6%), монтажник (любой) (3,8),  продавец (любой) (3,3%), повар (2,1 %), оператор (связи, станков с ЧПУ, ЭВМ, линии в производстве пищи)(2,6%), бетонщик (1,6%),отделочник (любой) (1,0%),слесарь (любой) (4,3%), слесарь-сантехник (0,9%), профессии сельского хозяйства (1,9%), токарь(1,1%), тракторист(1,2%), швея (2,3%), штукатур (1,5 %), электро (газосварщик)(1,1 %), электромонтер (1,2%), служба в армии (1,8 %).

 В ближайшие три года экономика области также будет нуждаться в квалифицированных рабочих кадрах.

Слайд 14

Слайд 15

Просмотр фильма УЦЗН

Тест «Человечек». Может быть, немного разобраться в себе вам поможет тест, с геометрическими фигурами.

Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции в течение 30 секунд».

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотни обозначают количество треугольников,
  • десятки – количество кругов,
  • единицы -количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам

Типы личности

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Формулы рисунков начинаются на 9,8, 7, 6.

II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Формулы рисунков начинаются на цифру 5.

III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков начинаются на 4.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков начинаются на 3.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением.

Формулы рисунков начинаются на 2.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.

Формулы рисунков начинаются на 1 и 0..

Слайд 16

Рефлексия.

А теперь перенесите на рисунок свои эмоции, наделите его чувствами, которые возникли у вас во время нашей работы, нарисуйте ему личико, и пусть оно будет либо веселое, либо печальное. Либо равнодушное.

Я думаю, что каждый из вас сегодня понял, что выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека.  Постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Ну и, конечно же,  мечтайте. Ведь как говорят ученые, наши мысли материальны. И мы верим, что наше счастье мимо нас не пройдет.

продолжить внедрение в центрах занятости населения эффективных технологий, методик и форм профориентационных мероприятий, способствующих профессиональной ориентации подростков и молодежи, осознанному выбору жизненного пути на рынке труд

профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений

продолжать информировать родителей о возможностях и перспективах профессионального образования

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Сайт для абитуриентов и студентов
Добавить комментарий