Профориентация в старшей школе

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

Кузьмина А.Л. социальный педагог

КСОШ им. Э.Г. Фельде

Профессиональная ориентацияпрофориентациявыбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий ифр.orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

    Самое подходящее время для выбора профессии – подростковый возраст. Но проблема состоит в том, что очень часто подросток еще сам не знает, чего, же он хочет. И даже в том случае, когда выбор сделан, существуют сомнения в правильности этого выбора… Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.

    Профессиональное самоопределение — событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.

    Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.

    Многолетний опыт ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде в области профессиональной подготовки воспитанников показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

     ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу. В КСОШ созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:

  • профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление учащихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;
  •  взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;

профессиональные пробы.

     В целом необходимо отметить, что в системе работы КСОШ в отношении профессионального самоопределения особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

С 2010 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий». В реализации программы участвуют обучающиеся 8-9-х классов КСОШ. Программа направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания воспитанников. Программы и мероприятия мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для учащихся подросткового возраста, для их успешной самореализации. Программа способствует формированию у воспитанников готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.

    Программа предусматривает разные виды деятельности, в процессе осуществления которых обучающиеся знакомятся с разнообразными профессиями нашего региона. 58 часов программы предлагают знакомство с профессиями и предприятиями города в виде беседы с людьми разных профессий, выставки рисунков, сочинений, проведения «Недели профориентации» в период осенних каникул, выявления склонностей учащихся и их способностей с помощью анкетирования, тестирования, встреч с интересными людьми, викторин, игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр, психологических тренингов, экскурсий. Воспитанники активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно ребята любят ездить на экскурсии. Например, ученики 8-9-х классов за прошедший учебный год могли посетить ГОУ СПО г. Кемерово: «Аграрный техникум», «Горный техникум», «Губернаторский техникум народных промыслов», «Сибирский политехнический техникум».

      На сайте КСОШ представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве со специалистами психолого-медико-социального сопровождления. Будущих выпускников приглашают специалисты техникума на профконсультации, также на сайте КСОШ подробно представлена информация по поступлению в учреждения Кемеровской и Томской областей и предлагается перечень колледжей и техникумов.

      Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:

—    улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

— формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;

—    формированию профориентационных компетенций обучающихся;

—   осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngПрофориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования 16.96 КБ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий