Содержание
Предварительный просмотр:
Кузьминых Людмила Николаевна,
воспитатель
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 “Сказка”
г. Омутнинска Кировской области.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятия. Термин “профориентация” развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Таким образом, профессиональная ориентация – это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
МЕТОДЫ ПРОФ. ОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Можно выделить четыре группы методов:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) профессиональной психодиагностики;
3) морально-эмоциональной поддержки;
4) помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Первая группа методов
К первой группеотносятся:
1) Профессиограммы,или краткие описания профессий. Но, традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания.
2) Справочная литература.
3) Информационно-поисковые системы(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, однако дляних нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не часто.
4) Профессиональная реклама и агитация,но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников.
5) Экскурсиина предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.
6)Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг.
7) Профориентационные уроки – как система занятий, а не отдельные мероприятия.
8)Учебные фильмы и видеофильмы. К сожалению, фильмов по профориентации фактически нет.
9) Средства массовой информации(СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения вопроса. Одна из главных задач для их авторов – произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры.
10) Ярмарки профессий (и их модификации)недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. Этот метод работы позволяет экономить много времени, поскольку, чтобы договориться, не нужно куда-то неоднократно идти или ехать — просто переходишь от стола к столу и быстро завязываешь контакты с представителями организаций.
Вторая группа методов
Вторая группа– это, по большому счету, помощь в самопознании:
1) Закрытые беседы-интервьюпо строго обозначенным вопросам.
2) Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.
3) Опросники профессиональной мотивации.Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Правда, это касается тех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства».
4) Опросники профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда.
5) Личностные опросники – работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностный тест – это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно.
6) Проективные личностные тесты – для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта.
7) Метод наблюдения– это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов.
8) Сбор косвенной информации оклиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д. Опрос должен быть тактичным, дабы не превращал знакомых и друзей в стукачей и доносчиков.
9) Психофизиологическое обследование– для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда.
10) Профессиональные пробыв учебном процессе. Обычно это связано с очень большими материальными затратами (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций).
11) Игры и тренинги,моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение подростка.
12)С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков,также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.
Третья группа методов
Данная группа методов включает в себя:
1) На фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения,но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются.
2) Тренинги общенияпозволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, на экзаменах, в деловых контактах.
3) Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии(нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределением.
4) «Пламенные» публичные выступления.Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения. А могут стать и сильным манипуляционным средством.
5) Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством.
6) Праздники труда– эти мероприятия способствуют престижности конкретных профессий. Естественно – при учете специфики аудитории и при такой организации, которая создает обстановку праздника (развлечения, буфет), а не торжественного заорганизованного собрания.
Четвертая группа методов
1) Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека.
2) Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив.
3) Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности. Из этого следует, что формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психолоодах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпов, А.В. Психология труда [Текст] / А.В. Карпов, Е.В. Конева, Е.В. Маркова. – М.: Владос, 2005. – 352 с.
2. Носкова, О.Г. Психология труда [Текст] / О.Г. Носкова. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
3. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
4. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
52 КБ |
Основные методы профориентации школьников
- Информационный. К такому методу можно отнести профессиограмму, представляющую собой краткие описания различных профессий. Однако трудно назвать такой метод успешным, ведь он с трудом воспринимается учениками и требует поиска все же более компактного и увлекательного описания.
- Реклама и агитация. Такой метод может быть успешным в том случае, ели реклама будет достаточно привлекательной для школьников, а информация, предоставленная в ней – полностью достоверной. В таком случае именно реклама может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, показать реальную актуальность данной профессии, а также заставить ученика заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.
- Экскурсии на предприятия. Это самый наглядный способ ознакомления с будущей профессией. Но даже здесь есть свои нюансы: экскурсии могут быть эффективными лишь при условии подбора действительно квалифицированного экскурсовода или ведущего, который сможет пояснить детям все детали и нюансы того или иного производства.
- Справочная литература и познавательные лекции. Второе имеет более сильное влияние, нежели первое. Но литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.
- Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но при условии учета специфики средств массовой информации.
Цели профориентации школьников
Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Также такая работа ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.
Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.
К задачам же можно отнести такие:
- Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
- Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применятся в воспитательной работе.
- Поддержка школьников, у которых прогнозируются трудности в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
- Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.
Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста
Профориентация младших школьников (1-4 класс).
Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.
Профориентация для школьников 5-7 классов.
На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
Профориентация школьников 8-9 классов.
Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.
Старшеклассники (Класс 10-11).
Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.