Как не вылететь после первой сессии: 9 полезных советов первокурсникам

 Почему не хватает учебника

Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!

Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций. Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще). На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.

Вузовская вольница

На первый взгляд, в вузах царит вольница. Преподаватели не ходят за тобой по пятам, уговаривая сдать «хвост», не звонят родителям по поводу не выполненного вовремя проекта, а декан не вызывает отца или мать на ковер. В этом-то и подвох.

Резко оставшись без опеки и надзора со стороны преподавателей, некоторые первокурсники расслабляются, начинают пропускать лекции, откладывают самостоятельные задания на «прекрасное далеко». В результате особо безалаберные в конце концов с удивлением обнаруживают себя в списке не допущенных к сессии студентов. Это в лучшем случае. В худшем – в списке кандидатов на отчисление.

Между тем быть успешным студентом совсем не трудно. Достаточно рационально распределить свое время, не лениться, проявлять активность в учебной жизни. И тогда студенчество будет не в тягость, а в радость. Кстати, старшекурсники уверяют, что самое трудное время – первый семестр, а потом все идет как по маслу. Не зря же считается, что от сессии до сессии живут студенты весело.

Мы же сегодня расскажем о том, как можно облегчить период адаптации к новым для вчерашних школьников условиям обучения.

Надо ли переписывать лекции?

Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!

Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».

Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем. В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали. На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…

В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.

Разложить по полочкам

К слову, конспектирование также помогает усвоению информации. Другое дело, что ведение конспекта – тоже наука. Правда, нехитрая. На первых порах кажется, что поспеть за преподавателем невозможно, ведь он, в отличие от школьного учителя, не говорит в нужное время: «Внимание, дети, записываем». Поэтому студенты нередко начинают строчить лекцию слово в слово – и делают ошибку. Заносить в тетрадь нужно ключевые, самые важные моменты. Поэтому начинающим студентам нужно научиться внимательно слушать лекцию, анализировать сказанное, вычленять главное.

студенты_1.jpgВнешний вид (оформление) конспекта – то, на что надо обратить особое внимание. Ведь в будущем заветная тетрадка поможет в подготовке к экзамену. Педагоги советуют записывать лекции в тетради с широкими страницами. Главную мысль (формулировки, определения) следует выделять в отдельные абзацы, подчеркивая (это можно сделать после лекции) цветными чернилами или помечая особыми знаками. Таким же образом визуально нужно выделять основные темы и разделы в них.

В студенческих конспектах никак не обойтись без широких полей. На них вы будете делать заметки, приводить цитаты «в тему», фиксировать примеры – словом, записывать любую полезную информацию.

Для того чтобы быстро записывать лекцию, вам наверняка понадобятся условные сокращения. Но «урезать» рекомендуется только известные слова. Кроме того, можно придумать систему символов, в которой какой-либо знак будет обозначать то или иное слово. Система не должна быть слишком мудреной и содержать более 10–15 знаков – в противном случае вы в ней просто-напросто запутаетесь.

Еще одна «фишка». Часто употребляемое в лекции слово (термин, имя собственное и т.д.) первый раз нужно написать полностью, а уже потом ставить лишь начальную букву.

Устами лектора глаголет истина

Чем только не занимаются студенты на лекциях! (Речь, разумеется, не о тех, кто оккупирует первые ряды, а о «камчатке».) Играют в «бумажные» и «телефонные» игры, разгадывают кроссворды, строят глазки представителям противоположного пола. Помню, в мою студенческую бытность три девчонки с курса бодро вязали – только спицы мелькали. Кажется, что преподаватель не замечает. Как бы не так. Недремлющее око педагога видит все, и будьте уверены – на экзамене (зачете) к халтурщикам лектор будет особенно строг.

«На кой черт нам лекции, когда сегодня с помощью Интернета можно добыть любую информацию?» – примерно так рассуждают не особо усердные студенты. Отвечу вопросом на вопрос: «Зачем же тогда было на дневное отделение поступать?»

– На самом деле непосредственное общение «лектор-слушатель» в значительной степени облегчает процесс усвоения материала, запоминания информации, – говорит психолог Алексей Бердников. – Тем более если педагог – человек яркий, харизматичный, опытный. Кроме того, лектор интонационно выделяет главную мысль, факт, на который стоит обратить особое внимание. Научившись улавливать подобного рода голосовые нюансы, студент без труда сможет конспектировать материал. В конце концов, на лекции можно задавать вопросы. Как правило, для этого отводится время в конце пары. Я бы еще сравнил преподавателя вуза со штурманом, который выбирает для студентов наиболее безболезненный путь к знаниям. По материалу, добытому из Интернета, и по специализированным учебникам, конечно, можно учиться. Но, плюхаясь самостоятельно в огромном море информации, можно и утонуть.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий